Музей усадьба коломенское дворец алексея михайловича. Экскурсия во дворец алексея михайловича в коломенском

Дворец царя Алексея Михайловича (Коломенский дворец) - воссозданный в натуральную величину деревянный макет дворца царя Алексея Михайловича Романова. Украшавший загородную резиденцию Коломенское в XVII столетии, дворец был жемчужиной русского деревянного зодчества, своим ярким красочным внешним декором и пышными интерьерами приводивший в неизменное восхищение как московскую знать, так и иноземных послов.

Царские хоромы в Коломенском от Рюриковичей до Романовых

Самым живописным строением архитектурного ансамбля музея-заповедника «Коломенское» , бесспорно, является воссозданный в близком к первоначальному виду дворец второго представителя царской династии Романовых - Алексея Михайловича . Появление деревянных хором второго Романова в подмосковной царской загородной резиденции продолжило череду ранее существовавших великокняжеских палат. Каждый из правителей - и князь Василий III Иванович , и первый русский царь Иоанн IV Грозный , и родоначальник новой царской династии Михаил Фёдорович Романов - одной из своих забот считали украшение Государева двора разными строениями и новыми дворцами, к слову сказать, строившимися на месте предыдущих.

Так, первые великокняжеские палаты, видимо, были выстроены Василием III одновременно с церковью Вознесения Господня в 1530-х годах, и вполне вероятно, достраивались во времена Иоанна Грозного. Но для Рюриковичей подмосковное Коломенское хоть и было одним из любимых мест отдыха, всё же в статусе парадной загородной царской резиденции оно не числилось.

Всё изменилось с воцарением Михаила Фёдоровича Романова. Новый самодержец всячески подчёркивал своё родство с Рюриковичами, поэтому решил украсить любимое ими Коломенское новым царским дворцом, возведение которого было завершено в сентябре 1640 года. Тогда, как отмечено в летописях, государь устроил трёхдневный пир в «дворцовой тройне с сенями и повалушей» - вместительном деревянном царском тереме.

Не стал исключением в украшении Коломенского и царь Алексей Михайлович, с детства любивший живописную природу подмосковной отцовской вотчины. В 1666 году по его указу дворец Михаила Фёдоровича, выстроенный всего за четверть века до этого, разобрали и на открывшемся фундаменте начали возведение новых царских хором, должных своим внешним видом подчеркнуть величие Государя, Царя и Великого Князя всея Руси.

Для возведения дворца, закладка которого произошла в мае 1667 года в присутствии царя, были приглашены самые лучшие плотники, столяры и резчики по дереву, ведь испокон веков на Руси дерево было самым распространённым, и, как сейчас говорят, экологически чистым строительным материалом. Не только простолюдины, но и сами государи считали деревянные дома самыми тёплыми и уютными, оказывающими благотворное воздействие на физическое и психическое здоровье.

Вчерне дворец был возведён довольно быстро - уже спустя год 26 соединённых между собой переходами и сенями разновеликих теремов, насчитывавших 270 отдельных комнат, начали декорировать снаружи резьбой, красками и сусальным золотом, а изнутри - росписями по грунтованным холстам, коврами, резной деревянной мебелью, редкими тканями, серебряной посудой и другой домашней утварью. Украшали дворец лучшие мастера второй половины XVII столетия - царские изографы Симон Ушаков, Фёдор Евстигнеев и Иван Филатьев, придворный художник Богдан Салтанов, живописцы Станислав Лопуцкий и Василий Познанский, искусные резчики по дереву старец Арсений и мирянин Клим Михайлов.

Сказочным теремом вырос в Коломенском дворец Алексея Михайловича, сразу названный иноземными послами «восьмым чудом света». Богато украшенный резьбой и расписанный разноцветными красками 100-метровый в длину и 80-метровый в ширину теремной комплекс состоял из мужской и женской половин, в которых были устроены отдельные хоромы для царя (с восточной стороны), царицы (вероятно, с западной стороны), Столовая и другие палаты. За хоромами царя располагались комнаты царевича, а в задней части - комнаты царевен. В подклетах находились хозяйственные помещения, караульни, комнаты дворовых людей.

Все шесть ворот дворца были украшены иконами Божьей Матери «Смоленская» и «Казанская», Вознесения Господня, Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи и Московских чудотворцев.

В 1681 году, уже при новом государе Фёдоре Алексеевиче , некоторые помещения дворца были перестроены, поновлена позолота и внешние украшения. Так, у новых сеней, связывавших хоромы царя и Столовую палату, выстроили передние ворота, богато украшенные позолотой, причём в отсутствие государя их драпировали тканью во избежание помутнения позолоты. В дворцовый комплекс также входили хозяйственные постройки, а после стрелецкого бунта 1682 года, более известного, как Хованщина, рядом с дворцом для охраны царственных владельцев выстроили 16 изб.

После основания Санкт-Петербурга светская жизнь вслед за императорским двором переместилась в новую столицу и постепенно Москва и её пригороды опустели. Даже несмотря на удалённую заботу о Государевом дворе Петра I и Анны Иоанновны , которые повелели содержать загородную резиденцию в порядке, Коломенское постепенно пришло в упадок.

Дерево - недолговечный материал, подверженный быстрому разрушению. Великолепный царский дворец спустя столетие обветшал и по указу императрицы Екатерины II вследствие невозможности его сохранения в 1767 году был разобран до основания, а оставшийся от него материал был использован для ремонта и постройки других зданий ансамбля Государева двора.

Стоит отметить, что государыня не зря сопоставляла себя с великим предшественником - Петром I, думать о будущем было в её духе. Видимо, поэтому перед разборкой Коломенского дворца она велела сделать точную уменьшённую копию здания и произвести все обмеры и описи, что вместе с рисунками первых строителей дворца стало основой для воссоздания уже в наши дни этого уникального памятника деревянного зодчества.

Коломенский дворец после реконструкции

В минувшем столетии подмосковное Коломенское получило статус музея-заповедника, поэтому существовавшие на 1923 год постройки были сохранены, а уже в начале 1990-х годов возникла идея воссоздать в первоначальном виде уникальный дворец Алексея Михайловича, благо, что сохранились описания, чертежи и макет разрушенного три столетия назад здания.

Но неумолимое время оставило свой след на ландшафте бывшего Государева двора - на месте, где когда-то стоял Коломенский дворец, уже давно росли деревья, поэтому было принято решение о воссоздании памятника у Голосова оврага, на территории бывшего села Дьяково.

К сентябрю 2010 года деревянный макет дворца был установлен на новом месте, правда, в отличие от оригинала, все его конструкции сделаны из железобетонных блоков и лишь обшиты брёвнами. Кропотливая работа по изучению старинных документов и чертежей принесла свои плоды - были воссозданы 24 интерьера царских хором, причём все они исторически и документально соответствуют оригиналу.

Как и в бывшем дворце, воссозданные хоромы разделены на мужскую и женскую половины, каждая из которых оформлена в духе XVII столетия - уникальные предметы (гобелены, иконы, предметы церковного убранства) представлены в Крестовой палате хором царя и Молельне хором царицы. В Столовой палате действует выставка, на которой в мельчайших деталях воссоздано царское застолье - представлены и украшены соответствующим образом блюда, подаваемые, согласно историческим документам, на царский стол в XVII столетии.

Изюминкой интерьеров дворца является их художественная отделка - богатый резной деревянный декор, украшенные цветными эмалями печи, сюжетные росписи стен и сводов, красочные ткани и ковры, разноцветные стеклянные и слюдяные оконца, уникальные светильники, воссозданные по русским и зарубежным аналогам XVII-XVIII столетий.

Основу росписей Царского кабинета составляют обрамлённые орнаментами изображения античных героев - Александра Македонского, Юлия Цезаря, индийского царя Пора и персидского царя Дария III. Престольная палата Хором царя украшена изображениями библейских царей - Давида и Соломона. На стенах Передних сеней и Престольной палаты Хором царицы выполнены росписи на темы времён года и причт из книги Эсфири, а на сводах Столовой палаты изображено звёздное небо и небесные светила.

Информация для посетителей

Двери музейной экспозиции во дворце Алексея Михайловича открыты для посетителей каждый день кроме понедельника, только стоит помнить, что со вторника по пятницу и в воскресенье во дворец можно попасть с 10.00 до 18.00 часов, в субботу - с 11.00 до 19.00 часов. Билеты для осмотра экспозиций мужской и женской половин дворца продаются отдельно, но можно приобрести и комплексный билет. Стоимость билетов, как обычных, так и для льготных категорий, указана на официальном сайте музея-заповедника «Коломенское».


Загородный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском - исключительный по красоте и великолепию ансамбль, выдающееся произведение русской деревянной архитектуры XVII века, современники называли его "Восьмым чудом света". 26 теремов с зелёной кровлей в виде шатров, "бочек" и "луковиц", вокруг которых затейливо расположились крыльца, галереи,
требующие обхода и осмотра со всех сторон.

Алексей Михайлович Тишайший - второй русский царь из династии Романовых (1645 - 1676), сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии, отец Петра Первого.
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском – памятник искусства и быта последнего, самого яркого периода Московского царства, в которое уходит корнями современная Россия.






В 1667-1668 гг. Алексей Михайлович построил великолепный деревянный дворец (100 метров в длину, 80 метров в ширину и 50 метров в высоту), ставший олицетворением всех достижений русского зодчества того времени. В единый комплекс Государева двора вошли деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дворцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни.




Государев двор был окружен оградой с тремя воротами: Передними, Задними и Садовыми. Вокруг него разбили сады, окруженные высоким забором.




Эту затейливо украшенную систему построек возводили не для удобства царской семьи, а чтобы его пышностью произвести впечатление на иностранных гостей. И это удалось, а Симеон Полоцкий даже назвал Коломенский дворец «осмым дивом», то есть 8 чудом света.


Но после смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское пришло в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец разобрали. Екатерина хотела отреставрировать дворец, но 56 934 золотых рубля оказались для нее слишком большой суммой. Тогда были сделаны тщательные обмеры и описи здания. Именно они помогли в недавнем воссоздании дворца.



Интересно, что место, где стоял дворец Алексея Михайловича, 300 лет стояло нетронутым. Там ничего не строили. И вот в 2010 году был открыт воссозданный дворец Алексея Михайловича. При этом, единственное отступление от оригинала было в использовании железобетонного каркаса с целью уберечь здание от пожара.





Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада.



На Переднем крыльце происходила раздача именинных пирогов в день ангела одного из членов царской семьи - обязательная, важная часть государственного церемониала, демонстрировавшая единство правителя и его подданных. Убранство крыльца и его архитектура усиливали ощущение торжественности.



Снаружи фасады украшены резными наличниками с множеством разноцветных деталей. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень.



Нынешнее строение представляет собой макет Дворца Алексея Михайловича в натуральную величину. Строительство велось по чертежам, сделанным по велению Екатерины II. Однако новое строение не является полностью деревянным: все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем бревнами.


Парадное крыльцо Дворца Алексея Михайловича

Красное, или Парадное, крыльцо - главный вход в любой царский дворец. Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом или на повозке только царь; за нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора. Был разработан сложный церемониал приема. Он требовал с должной торжественностью встречать именитых гостей снаружи, перед домом, на одной из площадок Красной лестницы.


Главный вход в хоромы









Фрагмент парадных дверей дворца Алексея Михайловича

По тем временам дворец был просто громаден. Общая площадь застройки составляет свыше пяти тысяч квадратных метров, а общая площадь помещений - более семи тысяч квадратных метров.


Интерьеры дворца в Коломенском

У входа во дворец стоят две пушки времён северной войны. Наличие пушек в нескольких метрах от абсолютно деревянного дворца, который может загореться от одной спички, повергает в недоумение. Может быть, они имели не боевое значение, а подавали какой-то торжественный сигнал?



Рядом с дворцом находится статуя императрицы Елизаветы Петровны. Это модель памятника, выполненного для г.Балтийска в 2004 г. скульптором Георгием Франгуляном. Императрица смотрит на Европу, а рукой указывает на Россию. Елизавета Петровна была блестящей наездницей, очень любила верховую езду и даже парады принимала верхом.


статуя императрицы Елизаветы Петровны

Внутри в каждом зале – слюдяные оконницы XVII века. Прозрачным минералом – слюдой нередко стеклили окна храмов и дворцов. Стекло в те времена было довольно толстым и плохо пропускало свет, а русская слюда считалась лучшей в мире. К тому же, домочадцы старались не смотреть в окна, опасаясь "сглазу".




Витражи дворца в Коломенском

Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича

Комната (кабинет) царя Алексея Михайловича. В этом помещении государь проводил большую часть дня. Он мог допустить сюда членов ближней Боярской думы, но в первую очередь комната служила местом уединения. Здесь царь занимался государственными делами, писал письма и записки, "своеручно правил документы".


Шкаф-кабинет – реконструкция, имитация итальянского кабинета начала XVII в.

В XVII веке словом кабинет называли предмет мебели – особый шкафчик со множеством ящичков, потайных и не очень, для хранения различных предметов для письма. Кабинеты придумали в Италии на рубеже XIV-XV веков. Постепенно мода на такие шкафчики распространилась по всей Европе. Поскольку шкафчики-кабинеты находились в помещениях для занятий, то их также стали называть кабинетами. Шкаф, стоящий в комнате дворца, – реконструкция, имитация итальянского кабинета начала XVII века.


Наборы шахмат и шашек

Алексей Михайлович очень любил тихие игры – шахматы, шашки, был прекрасным семьянином, играл в эти игры с сыновьями. Наборы шахмат и шашек были специально закуплены в XVII веке для Коломенского дворца.


Круг чтения в комнате царя Алексея Михайловича обозначен копиями книг и рукописей (подлинники которых хранятся в Российском государственном архиве древних актов). Среди них - обязательное для православного человека Евангелие, напечатанное на Московском Печатном дворе в 1663 году. Для работы с книгами и бумагами царь Алексей Михайлович использовал очки.




Стены убраны кожаными обоями.Обычно такие обои делали итальянцы, позже их стали делать в Турции. В Коломенском дворце обои турецкие, хотя в XVII веке должны были быть итальянские. Любопытно расположение икон в кабинете. Обычно иконы вешали в красном углу. Но если их в покоях было много и места в красном углу не хватало, то их могли повесить на всех стенах, где было место. В “комнате” применили именно такую развеску икон. Все представленные здесь иконы относятся к XVII веку. Икона святых князей страстотерпцев и мучеников Бориса и Глеба находится здесь не случайно. Дворец был заложен 3 мая 1667 года – в день памяти святых Бориса и Глеба.




фрагмент изразцовой печи

Комната царевича Фёдора Алексеевича

Комната царевича Федора Алексеевича. Федор, девятый ребенок царя Алексея Михайловича, родился болезненным. На него не возлагали особых надежд как на будущего правителя. Но в 1676 году шестнадцатилетний царевич был венчан на царство вместо неожиданно скончавшегося отца. Федор Алексеевич стал очень деятельным государем и за недолгое шестилетнее правление сумел многое поменять в русском обществе.


Фрагмент окна


Фрагмент изразцовой печи




Фрагмент люстры



Говорят, что Фёдор Алексеевич был слаб здоровьем. Но это не соответствует действительности. В покое государя стоит западный доспех и алебарды. Это не только намёк на военную реформу. В детстве среди игрушек и Алексея Алексеевича, и Фёдора Алексеевича были некие латы потешные. Западное оружие приобщало наследников к западной культуре, западной цивилизации.

Кабинет Петра I

Стены обиты зелёным сукном. Оно, как и красное, было самым любимым для шатёрного наряда. Комнату освещают простые прямоугольные окна с мелким голландским переплётом. Здесь стоит подлинный шкаф голландской работы, а в нём – настоящая голландская посуда рубежа XVII-XVIII века.

Оконное стекло непрозрачное. Прокатный стан для стекла ещё не был изобретён. Стеклодув выдувал большой пузырь и прокатывал его скалочкой. Получалась неровная волнистая поверхность. На столе лежат рукописи и книги. Рукописи – это факсимильные копии почерка самого Петра I. Почерк у царя был ужасный, впрочем, как и у батюшки, и у старшего брата. Две книги очень характерны для петровской эпохи. Это «Арифметика» Леонтия Магницкого и «География генеральная».




В кабинете Петра I. Фрагмент изразцовой печи. Печь в петровской комнате является исторической реконструкцией. Её украшают современные изразцы, сделанные по образцу раннепетровского времени. Эти изразцы укладываются в первое десятилетие XVIII века.


В кабинете Петра I. Портрет Екатерины I

Портрет изображает Екатерину I. Екатерина Алексеевна, Марта Скавронская, лифляндская не то крестьянка, не то горожанка, которой суждено было стать всероссийской императрицей. Её портрет поместили здесь, потому что именно в Коломенском дворце Екатерина Алексеевна родила Петру дочь, Елизавету Петровну. В каком именно помещении рожала Екатерина – неизвестно, может быть по старому русскому обычаю это происходило в мыльне.

Сени перед Столовой палатой


Сени перед Столовой палатой - своего рода буфетная, из которой обслуживали царские пиры. Здесь ставили все, что позже подавали на столы: из Сытного двора - сосуды с винами, пивом, медом и квасом; из Хлебного двора - калачи, караваи, пироги; из Кормового двора перед началом пира стояли кувшины с уксусом и лимонным рассолом.

Столовая палата царя


Столовая палата - самое большое, парадное и торжественно оформленное помещение дворца. В палате проходили важнейшие дворцовые церемонии. Здесь принимали иноземных гостей, отмечали семейные и церковные праздники, могли устроить прием в честь важного назначения.



"Гостей во дворце - как семян в огурце. Один из Щвеции, другой из Греции,
Третий с Гавай - и всем жрать подавай! Одному - омаров, другому - кальмаров,
Третьему - сардин, а добытчик один!"

Кушанья и питье на царский стол подавали, следуя придворному ритуалу. Каждое блюдо многократно пробовали из-за боязни отравы или порчи. При отпуске с поварни блюдо отведывал повар в присутствии стряпчего, от него блюда принимали ключники (каждый отдельное кушанье) и под охраной стряпчих несли во дворец.


Царский пир


Подавая яства на кормовой поставец, ключники пробовали каждый со своего блюда; наконец, кушанья пробовал дворецкий (глава Приказа Большого дворца, отвечавший за продукты для царского стола) и отдавал стольникам "нести перед государя". Перед подачей на стол блюда отведывал кравчий, а напитки - чашник.


Изразцовая печь в Столовой палате. Реконструкция на основе изразцов XVII века


Фрагмент росписи потолка и стен в Столовой палате

Думная палата

Думная палата служила для ожидания высшими чиновниками (боярами) царского выхода, либо приглашения в ещё более торжественные и важные по своему значению палаты.
По оформлению эта палата очень похожа на сени перед столовой, та же резьба, тот же шатёрный суконный наряд, те же традиционные для Руси пристенные лавки.





Фрагмент изразцовой печи в Думной палате.
Реконструкция на основе изразцов XVII века

Престольная палата выполняла в царских дворцах роль Тронной залы. Государь восседал на этом троне. Внизу два золотых льва. Они с секретом. Алексей Михайлович был большим любителем механики и по его приказу для потехи гостей около трона установили механических львов, которые мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в "легкое" удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя.









Фрагмент росписи потолка на сюжеты Ветхого Завета







Для царицы была устроена женская половина дворца. Алексей Михайлович был женат дважды. В 1648 году царь заключил брак с Марией Милославской. До самой ее смерти царь был примерным семьянином, у них родились 13 детей, среди которых будущие цари Федор и Иван, а также царевна правительница Софья.

После смерти Марии Милославской Алексей Михайлович в 1671 году женился на Наталье Нарышкиной, родственнице дворянина Артамона Матвеева, который стал оказывать большое влияние на монарха. Молодая жена родила царю троих детей и, в частности, будущего императора Петра I.

Голубая гостиная императрицы Елизаветы Петровны


Воссозданная голубая гостиная императрицы Елизаветы Петровны. Дочь императора Петра I Елизавета родилась в 1709 году. В детстве они с сестрой Анной много времени проводили в царских "подмосковных" (существовала даже легенда о рождении Елизаветы в Коломенском). В 1741 году дочь Петра Великого сумела, опираясь на гвардию, взойти на престол.




Покои Елизаветы Петровны


В зале находятся портреты Елизаветы Петровны, Петра Первого и шведского короля того времени. Императоры считали друг друга братьями и держали изображения монархов других государств, правивших одновременно с ними. Стены отделаны штофными обоями, созданными специально для этой залы по старинным образцам.


В комнате Елизаветы Петровны представлена эпоха барокко, классического барокко XVIII века. На потолке написан «Триумф Марса и Венеры». Люстра сделана из венецианского стекла, она современная, но стилизована под XVIII век.




Люстра сделана из венецианского стекла, она современная, но стилизована под XVIII век.





Комната отражает эпоху Елизаветы Петровны. Она родилась в Коломенском. И часто бывала здесь до и после коронации. Возможно, в её царствование какие-то из покоев расписали подобным образом. Хотя эта комната не особо подходящая для такой пышности. Для роскошного барокко она маленькая и низкая. Царица очень любила фрукты из коломенских садов. Из Коломенского в Санкт-Петербург ей специально доставляли яблоки и груши особым образом пересыпанные рожью, чтобы по дороге не попортились.

Престольная палата царицы

В этой палате государыня проводила приёмы по поводу
- своих именин
- рождения наследника, именин детей
- Пасхи, Рождества и других важных праздников.
На эти приёмы допускались женщины, иногда бывали и мужчины, но в этом случае на приёме присутствовал сам царь. Он стоял рядом, мог принимать выборных с подарками от разных слоёв общества, не только знати. В этой палате бывали выборные от купцов и горожан.

Царицына Престольная палата существенно отличалась от Престольной палаты царя. Замкнутый образ жизни женской половины семьи царя и общее положение женщины в допетровскую эпоху не позволяли им часто видеть посторонних - в повседневном быту царицу посещали только лица женского пола, а из мужчин - близкие родственники и священнослужители.

Тем не менее, царицы тоже устраивали аудиенции: к ним проходили люди из Царицыной Мастерской палаты, управляющие и жители подведомственных палате слобод, духовенство с подношениями и просьбами, а также другие челобитчики - царицы и царевны часто ходатайствовали перед царем о смягчении приговоров.

На потолке написаны аллегории времён года. Они выполнены в очень интересной манере. Мы привыкли, что части света изображают в женских образах, а здесь четыре времени года изображают мужчины разного возраста. Зима представлена в виде старика, весна –это юноша, почти мальчик, осень – зрелый муж, лето – молодой мужчина.

Внизу, в нижнем регистре стены впервые в росписи появляются пейзажи – ланчаки. Это отголоски западной культуры, когда в искусстве появились пейзажи. При дворе знали, что их следует изображать, но где – не совсем понимали, поэтому во дворце их осторожно поместили в самый нижний ярус. На снимке печи внизу виден один ланчак.


Для престольной палаты выбрали икону Успения Богородицы. под иконой подвешена шитая пелена «Голгофский крест». Эта вышивка служит образцом рукоделия, шитья жемчугом знатной женщины XVII века. Таким шитьём занималась и сама государыня-царица.

Мастерская палата царицы


В мастерской палате государыня занималась рукоделием.
Эту палату условно можно назвать “министерством рукоделия”.

В ведении “Царицыной мастерской палаты” находились золотошвейные мастерские в Кадашевской и в Хамовнической слободах Москвы. Государыня должна была раздавать уроки, т.е. задания, поручения мастерским и принимать их работу. Если работа была сделана плохо, то она сама должна была показать, как сделать хорошо. Царица была мастерицею из мастериц, лучшая вышивальщица и рукодельница. Должна была уметь блестяще работать иглой.







изразцовая печь в Царицыной мастерской палате

Все вышивальные работы в царицыной мастерской делались для дворца или для церкви – шитые иконы, подвесные воздухи, погребальные пелены. Среди мастериц существовала конкуренция. Каждая мастерская и мастерица старались показать, что они -лучшие. Во время Ивана Грозного соревновались две мастерские – царицына, Анастасии Романовой и Ефросиньи Старицкой – жены двоюродного брата Ивана Грозного. Многие тогда говорили, что старицкие мастерские лучше царицыных.

Моленная (Крестовая палата государыни)


Иконостас в Крестовой сборный, из икон XVII века. В нём стоит обратить внимание на икону Богоматери Одигитрии. Считалось, что эта икона обязательно должна быть в иконостасе царицы. Её почитали и в Византии.


Она намного больше мужской молельной комнаты. Было ли так на самом деле неизвестно, но музейщики придумали, что все дети до определённого возраста жили на половине цариц до того как их переводили в отдельные палаты – царевича и царевен. В женской крестовой плате должно быть достаточно места для всех детей, царь же, как правило, молился в уединении.

Царская опочивальня


Как и положено, кровати в те времена - короткие, так как спали сидя, чтобы кровь не приливала к голове (это считалось опасным для жизни). Доступ в комнату был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. В покое с государем ночевал его постельничий.



Над кроватью обязательно устанавливались столбы и балдахин. Кровати в те времена были короткими, спали на них почти сидя. Если государь изволил почивать с государыней, то он шёл на половину царицы. Царица в этой опочивальне если и бывала, то на ночь не оставалась. Сундуки. В них хранилась самая охраняемая часть царского имущества, называемая белой казной.Белая казна или бельевая казна – это нательное и постельное бельё, а также полотенца. Бельё хранили пуще глаза, потому что через него, через то, что ближе к телу, легче всего было напустить порчу.

Однажды, не в Коломенском, а в Кремле в белье были обнаружены некие корешки. А корешки – это всегда намёк на чародейство и колдовство, из них варили зелья. Был учинён жесточайший розыск, чтобы выяснить откуда это взялось. Нашли какую-то портомою, которая сдуру их туда положила. Сильно её наказывать не стали, но от дворцовой службы отставили и, на всякий случай, сослали в какой-то северный город, вроде Каргополя. Также на всякий случай поменяли штат постельников. Бережение – оно бережение и есть.

Крестовая палата - личная комната для государевой молитвы

Крестовых палат во дворце было несколько. У каждого взрослого члена семьи обязательно была своя отдельная крестовая палата. В ней совершались утреннее и вечернее молитвенное правило. Алексей Михайлович отличался благочестием и таковые благочестивые дела, ежедневно занимали около 5-6 часов в его царском расписании. По большим праздникам он проводил на службах и в молитве до 8-9 часов. Посещение богослужений было прямой обязанностью царя. Считалось, что если царь хорошо молится, то и страна хорошо живёт, а если государь эти обязанности манкирует, то и для страны ничего хорошего ждать не стоит. Крестовая палата формируется как некое особое, духовное, личное пространство человека, в этой палате молившегося.

Учительная палата


Алексей Михайлович был прекрасным семьянином, отцом 16 детей от двух браков. Не все его дети выжили, но государевы отпрыски и наследники в немалом числе присутствовали во дворце. Царь уделял большое внимание образованию и воспитанию своих детей. Сам Алексей Михайлович получил традиционное древнерусское образование, состоявшее в обучении чтению, письму и церковному пению.




В Учительной палате

Мыльня и «мовные» сени


«мовные» сени

Мыльня включает «мовные» сени и саму мыльню. В сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены здесь располагались скамьи с резной опушкой и «мовной» постелью. Кроме лавок в сенях перед мыльней стояли столы, один из которых предназначался для «мовной стряпни» (вещей, которые использовали во время мытья – колпаков, простыней, опахал и др.).




в "мовных сенях"


переход в "мыльню"

В царском дворце мыльню (мовня, мовница - старинное название бани) устраивали в подклете или на одном этаже с жилыми комнатами, отделяя от них небольшими переходами-коридорами или сенями. В сенях перед мыльней не только раздевались, но и отдыхали после бани, поэтому вдоль стены здесь располагали скамьи с резной опушкой и "мовной" постелью.

А вот и сама "мыльня". По стене от печи до противоположной стены тянулся полок с приступками и подголовьем. Чем выше была ступень этой своеобразной банной лесенки, тем на ней было жарче. Вдоль других стен стояли лавки, на которых мылись. На полок и лавки раскладывали свежее сено с ароматическими травами. В центре мыльни стоит большая деревянная ванна со скамеечкой и простынями внутри, именно в ней мылся царь.



Если исходить из традиционных представлений о русской бане, то царская мыльня довольно просторная. Однако именно такой она была согласно планам дворца. Стоит обратить внимание на полы. Пол в мыльне устроен «в решь», как это называлось в XVII веке. Доски лежат довольно редко с заметным расстоянием между ними. Под полом проложены свинцовые пластины. Они лежат с наклоном, чтобы через щели в полу по этим пластинам стекала вода.








Изразцовая печь в банной комнате

ВСЕ В САД!...

Покидаем дворец Алексея Михайловича и спускаемся в яблоневый сад.
Конечно, ни одна из нынешних яблонь не может помнить царя, сколько времени прошло, но сад очень хорошо дополняет атмосферу дворца.































И сам дворец, и окружающие сады должны были символизировать некий рай или Эдем,
и поэтому яблони здесь не простые, а какие-то особенные, ярко красные или даже бордовые, издающие удивительный аромат. Место это издавна называлось "Дьяково городище",
культурная часть его называется "Дьяковский сад", тысячи и тысячи яблонь, но эти красные растут только в одном месте, возле дворца.





Дворец царя Алексея Михайловича – сказочный красавец, открытие этого дворца в Коломенском состоялось в 1672 году. В семнадцатом веке подлинный дворец в Коломенском вызывал бурный восторг у современников, и ведь не даром зарубежные гости называли его «восьмым чудом света». Настолько он красив и необычен.

ФОТО НЕ МОИ!!! Огромная благодарность за предоставленные фото

Коломенский - это бывшая царская резиденция, а ныне Московский государственный объединённый музей-заповедник.
Предлагаю вам окунутся во времена царской России и посетить деревянный дворец, который там расположен.
Далее слово автору.

Коломенский дворец царя Алексея Михайловича - когда-то считавшийся "восьмым чудом света", а ныне обзываемый "лужковским новоделом" - открыл свои двери для посетителей 04 сентября 2010 года. Я до него добралась только пару недель назад и предлагаю вместе со мной его осмотреть. Забегая вперед скажу, что воссозданные интерьеры очень понравились, а внешний облик дворца практически идентичен тому, что можно видеть на его "старых" изображениях.

Немного из истории. Основной объем работ по строительству "старого дворца" уже к 1668 году выполнила артель плотников под руководством Сеньки Петрова и Ивашки Михайлова. На всех этапах строительных работ были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов. Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты.

Созданный в 17 веке деревянный дворец был призван, прежде всего, показать русским подданым и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. Патриарх Кирилл, присутствовавший на открытии нового дворца, отметил в свойственной ему манере, что Россия и до Петра I была великим государством, о чем многие забывают.

"Современный" дворец как и оригинальный имеет 270 помещений площадью 7 239 кв. м. (это вам не однокомнатная квартирка в 40 кв. метров!). На настоящее время интерьеры воссозданы только в 24 помещениях. В работах по созданию интерьеров во дворце в наши дни было задействовано 226 человек 20-ти разных специальностей.

Во времена Алексея Михайловича дворец был не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, "истребленной" впоследствии Петром I, советы с главами приказов (прообразами министерств), дипломатические приемы и войсковые смотры.

К сожалению, когда я гуляла в Коломенском, клумбы вокруг дворца еще не были засажены цветами. Удалось сфотографировать только этот куст.

"Современный" дворец не является полностью деревянным в отличие от его оригинального образца. Все конструкции теперь монолитные, железобетонные, которые затем обложены бревнами. Ориентация нового дворца относительно сторон света тоже нарушена, сейчас дворец повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что нарушило его, в том числе, сакральное назначение.

Дворец Алексея Михайловича представляет собой сложный лабиринт помещений, соединенных переходами. Сейчас можно осмотреть покои царя и царицы, а также царевичей и царевен.

Лес для строительства нового дворца был привезен из Красноярского края, затем обрабатывался мастерами под Владимиром, а потом уже доставлялся в Москву.

Дворец делился на 2 части: мужскую и женскую. Соответственно женщинам нельзя было заходить на мужскую половину, и даже царь заходил на женскую половину к царице только по супружеской надобности.

Удивительно, но факт: женская половина царской семьи, по сути, сидела в заперти и даже царице никуда не дозволено было выходить. Единственные занятия - рукоделие и молитвы. На женскую половину не заходили мужчины и только по праздникам царица, например, могла пригласить в гости отца.

У Алексея Михайловича было 2 жены: Мария Ильинична Милославская, родившая ему 13! детей (умерла через несколько дней после последних родов) и Наталья Кирилловна Нарышкина, родившая всего 3 детей, старшим из которых был не кто иной как будущий император Всероссийский Петр I. Есть даже версия, что Петр родился не в Теремном дворце Московского Кремля, а в Коломенском дворце.

У царя, царицы, царевичей и царевен были отдельные покои во дворце с отдельными входами и выходами и дополнительными помещениями для прислужников/прислужниц и мамок/нянек.. Надо сказать, что из 16 детей царя Алексея Михайловича - больше половины умерли либо в младенчестве, либо в детском возрасте.

Наверняка вы спросите про черепицу. Она деревянная, материал - липа.

Что еще? Дворец воссоздан не на его первоначальном месте. Посчитали, что строительство дворца неподалеку от шатровой церкви Вознесения приведет к жуткому наплыву людей в Коломенском в одном месте.




А теперь пойдемте внутрь. Сразу обозначу некоторые нюансы:
вход во дворец естественно платный, но цену в 400 рублей с человека я никак не ожидала. Да, я понимаю, что во дворец вложено много денег (надеюсь, что хотя бы большая их часть была использована по целевому назначению!), но 400 рублей, мне кажется, дороговато.
Для детей, студентов и пенсионеров - 200 рублей + 100 рублей, если хотите присоединиться к экскурсионной группе, что я рекомендую сделать.
Но это еще не все. В одной из частей дворца проходит выставка "Сокровища русского искусства 17 века" - билет туда 250 рублей. Мы сначала не поняли, где вход собственно во дворец и заплатили по 250 рэ. Потом осознали, что, заплатив уже 500 рублей (нет, я люблю русское искусство!) нам надо заплатить за двоих еще 800! Да, вы правильно все посчитали, дорогие мои френды! Прогулка по дворцу обошлась на двоих в итоге в 1300 рублей!

Сокровищами русского искусства 17 века я вас мучать не буду, а вот интерьеры дворца покажу. Заходим?

Богатое убранство загородной резиденции когда-то поражало воображение знатных вельмож и иноземных послов. Сейчас, чтобы зайти внутрь, надо одеть бахилы как в больнице. За чистотой очень следят, ковры, устилающие полы, тщательно пылесосятся.

В интерьерах дворца было соединено высокое искусство Московского царства второй половины 17 века с передовыми строительными технологиями того времени и умением мастеров. Во дворце было все продумано до мелочей: от отделки полов и росписи потолков до малейших деталей мебели.

Роспись одного из потолков

Это парадные сени, где иностранные послы дожидались приема государя.



Это также роспись одного из потолков. Алексей Михайлович уподоблял себя Солнцу, царицу - Луне, а своих детей - планетам и звездам, что должно было свидетельствовать о космическом величии государя.

Это приемные покои и трапезная, где Алексей Михайлович принимал гостей.



Мебель в царском дворце была разнообразной: русская мебель, привозная западноевропейская и русская, сделанная по европейским образцам. Русская мебель - это, прежде всего, лавки и скамьи. Привозная европейская мебель - кровати, кресла и стулья.



Государь восседал вот на этом троне. Заметили внизу двух золотых львов? Они с секретом!
Алексей Михайлович был большим любителем механики и по его приказу для потехи гостей около трона установили механических львов, которые мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в "легкое" удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя.
Если вы присоединитесь к экскурсии - для вас этих самых львов включат. Ваши дети будут в восторге! Гарантировано! Кстати, детям разрешается сидеть на полу на коврах, что тоже им очень нравится во время экскурсии.

Помимо солнца Алексей Михайлович сопоставлял себя с царями Давидом и Соломоном, а также императорами Александром Македонским и Юлием Цезарем. На это фото виден фрагмен расписанного потолка с изображением царя Соломона.

А вот и портреты самого Алексея Михайловича.


Нашлось место и портрету царевича Петра, правление которого превратило государство Российское в Российскую империю.

Это кабинет Алексея Михайловича, где царь работал и собственноручно правил государственные бумаги.

Так выглядела царская Опочивальня. Как и положено кровати в те времена - она была очень короткой, так как спали сидя, чтобы кровь не приливала к голове (а это считалось опасным для жизни), и из-за париков, которые накладывали на несколько дней.



Во всех покоях царской семьи были иконы и молельни для богослужений и молитвы. В покоях царя молельня имела название Крестовой палаты.




Это, если я не ошибаюсь, учительная палата, где обучали царевичей.



Самое интересное, но, на мой взгляд, очень современно выглядящее помещение - это мыльня. Вы тоже подумали, что это, скорее, финская сауна? Ну да ладно! Поверим, что мыльня, т.е. баня, при царе Алексее Михайловиче выглядела именно так! Царь-то был прогрессивный, и дворец построен по последнему слову техники.

Воду для мыльни брали из Москва-реки, и царь обязательно тут мылся перед и после совершения греховных дел, к которым относил посещение царицы и посещение театра.

Это прообраз ванны, на дно корыта (или как это назвать?) клали раскаленные камни, чтобы вода не остывала, и царь мог попарить ножки.

Пойдемте на женскую половину. К сожалению, мне там показалось не так интересно, как на мужской, и фотографировала мало. Но все равно давайте посмотрим некоторые картинки.








Пожалуй, самым интересным местом женской части является воссозданная голубая гостинная императрицы Елизаветы Петровны.



А вот и ее портрет.





Завершу портретом Екатерины II, по чьему приказу дворец Алексея Михайловича был разобран после донесения ей о том, что реставрация дворца невозможна, и у деревянного строения уже началось обрушение перекрытий. Именно благодаря ей, как я писала выше, стало возможным воссоздание дворца в наше время, так как императрица повелела сделать замеры и точные описания дворца, а также его деревянный макет.

Проезжая по проспекту Андропова в районе метро Каширская, я неоднократно обращала внимание на сказочные башенки. Это виднеется восстановленный дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Прекрасным майским днем у меня выдалась такая возможность прогуляться рядом с дворцом и даже заглянуть в царские покои.

Признаюсь, я очень люблю гулять в Коломенском. Однако, со стороны Каширской как-то не удавалось побывать. И вот недавно, подруга пригласила меня совершить ежегодный променад по весеннему Коломенскому, пройтись по парку от метро Каширская до метро Коломенская. В мае сады Коломенского особенно эффектны: цветут знаменитые яблоневые сады, газоны усеяны разноцветными тюльпанами. Естественно, я согласилась! К тому же, погода была майская: теплая, солнечная.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Мы договорились встретиться около метро Каширская. Выйдя из метро, я позвонила подруге. Оказалось, что она зашла в близлежащий магазин и предложила встретиться уже у дворца. Ну, ок, ко дворцу, так ко дворцу.

Как найти дворец Алексея Михайловича

Найти дворец довольно просто, но главное - правильно выйти из метро Каширская. Смотрим на указатели в метро, и ищем «К парку Коломенское, проспекту Андропова». Далее, нужно дойти до проспекта Андропова и перейти его по подземному переходу. В итоге, попадаем прямо к центральному входу в парк Коломенское. Тут уже и до дворца рукой подать.

Попав на территорию от красоты захватывает дух. Во-первых - сам дворец (особенно издали) очень симпатичный, сказочный такой, а во-вторых - это цветущие в Коломенском сады и тюльпаны.

Вокруг дворца высажены молодые деревья, которые распустились в буйном цветении. Чем вызвали у детей, приехавших на экскурсию не меньший восторг, чем сам дворец.


Цветение молодых деревьев у Дворца

Сказочный дворец


Дворец в Коломенском

Вот он, сказочный красавец - Дворец царя Алексея Михайловича. Открытие первого дворца в Коломенском состоялось в 1672 году. В семнадцатом веке подлинный дворец в Коломенском вызывал бурный восторг у современников, зарубежные гости называли его «восьмым чудом света». Настолько он был красив и необычен. Однако, дворец был из дерева, поэтому простоял он всего около 100 лет. Екатерина вторая велела разобрать дворец, при этом провести тщательные обмеры дворца. Женщина была мудрая, авось пригодятся!

И вот, спустя почти 300 лет, в начале 21 века дворец Алексея Михайловича решено было восстановить. Официальное открытие произошло в сентябре 2010 года.

Надо отдать должное создателям этого музея: дворец Алексея Михайловича был поставлен чуть поодаль подлинных шедевров Коломенского, что подчеркивает его некоторую «чужеродность» этому месту. Безусловно, здание производит впечатление ненастоящего, искусственного. Хотя и красивого.


Окна царских палат во дворце

По поводу восстановленного дворца царя Алексея Михайловича споров много: большинство экспертов считает его очень приблизительной копией того, что было, фальсификацией истории. Москвичи считают его «ужасным новоделом». Мнений много как негативных, так и позитивных. Однако, почему бы не быть в Москве и такому музею? Ведь восстановили же Храм Христа Спасителя и другие храмы и здания. Глядя, на то, с какими горящими глазами тут ходят дети, понимаешь, что это прежде всего дня них. Почему бы не рассказать им в таких палатах о древних страницей нашей истории?


Крыльцо Дворца в Коломенском

Позвонив подруге, я услышала, как она пытается узнать у прохожих, как пройти ко дворцу. Знающих не нашлось. Но Аня, как девушка упорная, попыток не оставляла.

Осознав, что у меня есть немного времени, я решила обойти дворец по периметру. Внешне здание выглядит как деревянный терем, однако на самом деле, он стоит на бетонном фундаменте, стены также сделаны из бетона. Только внешне дворец украшен деревом. Будем надеяться, что простоит он долго.

Дворец - это на самом деле несколько теремов, соединенных переходами: палаты царя, царицы, младших царевичей и царевен. Терем царя находится перед всеми другими теремами. Шпили некоторых башенок украшены львами - символами царской власти.

Дворец можно пройти насквозь. Во внутренних двориках расположены детские карусели, воссозданные по старинным рисункам, лавочки, растут цветы. Там очень мило, и не жарко.


Детские качели

Около дворца было очень много детских экскурсионных групп. Это замечательно, что история сегодня интерактивна. Во дворце проводятся тематические лекции и занятия для школьников. Экскурсии внутри дворца ведут настоящие царевны, в одеждах Марфы Васильевны из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Дети с интересом слушают, значит таки можно их оторвать от компьютера?

Изучив внешнее убранство дворца, а также внутренние дворы, я опять решила позвонить подруге. Однако в трубку я услышала, что она перепутала станцию… и вышла на Варшавской. Но Анька решила не сдаваться и все же доехать ко мне на автобусе.

Я поняла, что у меня в запасе есть еще минимум час, и решила зайти внутрь дворца.

Ищем кассы и вход во Дворец

Во дворец есть две кассы. Первая находится непосредственно рядом со входом в парк. Чтобы попасть в хоромы царя дворец надо обойти. В одной кассе билет не удалось приобрести, так как техника «зависла». Честно говоря, только в наших музеях с таким столкнешься.

Во второй кассе, около главного входа в царские покои мне продали общий билет за 300 рублей . Билет на фотосъемку стоил 70 рублей, к тому же снимать разрешается во дворце только без вспышки. Итого, 370 рублей за удовольствие. Не дешево, надо отметить.

Дворец я решила обойти самостоятельно, хотя была возможность взять за 150 рублей аудиогид.

Кстати, вот и прайс-меню на посещение дворца. Льготные цены немного засветились, для тех, кто интересуется- цена до 100 рублей.


Стоимость билетов во дворец

В хоромах дворца

Осмотр внутренних покоев начинается с парадных покоев Царя. Первое, что встречает посетителей - это резное парадное крыльцо и массивная дверь с гербами различных областей.

Дверь, ведущая в царские палаты

Самыми богато украшенными являются тронный зал и зал для торжеств. Во всех комнатах можно найти подробное описание назначений залов на русском и английском языках.


Экскурсия в трапезной

Шикарно украшенный потолок в трапезной.


Потолок в трапезной

В залах также есть мебель, светильники и другие старинные вещи. Кое-что было привезено сюда из других музеев, а кое-что воссоздано по рисункам того времени.


Один из залов Дворца

Роспись стен и потолков очень напомнила мне убранство залов Дворца Юсуповых в Москве. Возможно, те же люди занимались реставрацией?

Непосредственно, царский трон.

Царский трон

Экскурсия по дворцу - это своеобразный квест, где тебя ждут всевозможные потайные двери, проходы и красивые залы. Причем, музейным смотрителям доставляет особое удовольствие наблюдать за тем, как турист не может найти выход. Представляете, сколько раз в день они это наблюдают?


Переход из одного терема в другой

Покои царя заканчиваются комнатой под названием «мыльня», то есть баня. Из «мыльни» - проход в покои Царицы. Все логично, в общем-то.

Хоромы царицы

В покоях царицы я бродила в гордом одиночестве, так как у меня было мало времени. Все группы остались позади.

Прогуливаясь около дворца я увидела вот такую рекламу. вдруг кому пригодится. Думаю, что свадебные фотографии внутри дворца должны получиться очень красивыми.

Регистрация брака в Коломенском дворце

В целом, внутри дворец Алексея Михайловича мне понравился. Я бы рекомендовала его родителям с детьми, и тем, кто интересуется историей. Здесь по крупицам собрана история первых Романовых.

Как раз, когда я окончила осмотр Дворца, моя подруга наконец-то доехала. И мы вместе отправились гулять по парку.

Как добраться

Адрес дворца Алексея Михайловича в Коломенском: м. Каширская, проспект Ю.В. Андропова, д.39, стр.69.

Часы работы дворца в Коломенском: с 10-00 до 17-30. (касса до 16-45), Понедельник - выходной.

Стоимость аудиогида: 100 рублей - по территории "Хоромы царя и царевичей" (звучание - 45 минут), 150 рублей по территории "Хоромы царя и царевичей. Хоромы Царицы" (запись 1 час 15 минут), залог 1000 рублей. Аудиогид можно взять в аренду непосредственно во Дворце, в вестибюле Царских палат. Время выдачи с 12-00 до 17-00.

Экспозиции: дворцовые интерьеры, «Сокровища русского искусства ХVII века»

Для групп экскурсоводы музея предлагают экскурсии: «Женская половина Коломенского дворца», «Мужская половина Дворца», «Парадные палаты и личные покои Коломенского дворца» и другие.

Если вы таки любите посещать такие объекты с экскурсией, рекомендуем приобрести экскурсию в Коломенский дворец у наших партнеров. Подробности - здесь >>>

Бывшая царская резиденция Коломенское располагается вдоль правого берега Москвы-реки между станциями метро «Коломенская» и «Каширская». Это самая известная достопримечательность Москвы, находящаяся за пределами её центра. Село Коломенское было основано жителями города Коломна, бежавшими от хана Батыя. Во времена правления царя Алексея Михайловича Коломенское стало царской резиденцией. В 1660 году здесь был построен деревянный дворец. Бывавшие во дворце иностранцы неустанно восхищались его богатым убранством. Современники называли Коломенский дворец «Восьмым чудом света». Несмотря на то, что изначально дворец планировался только как летняя резиденция, он стал любимым имением не только царя Алексея Михайловича, но и его преемников. Будущая императрица Елизавета Петровна родилась в Коломенском в 1709 году. Царь Пётр I провёл в имении часть своей юности.
Дворец просуществовал до прихода к власти императрицы Екатерины II, которая приказала его разобрать. Современный деревянный дворец в Коломенском является макетом, построенным по оригинальным чертежам.
Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Гравюра.
Во время своего правления царь Алексей Михайлович снёс все деревянные постройки в Коломенском и возвёл на их месте новый деревянный дворец, который прославился своими диковинными, будто сказочными кровлями. Дворец был выдающимся образцом русского деревянного зодчества и поражал своей красотой всех, кто его видел. Дворец, состоявший из около 250 комнат и лабиринта из коридоров, был украшен резьбой по дереву и различными декоративными элементами, такими, как шатровая кровля и другие надстройки на крыше необычных форм, флюгеры и позолоченные фигурки двуглавых орлов.
После переноса столицы в Санкт-Петербург деревянный дворец пришел в упадок, и Екатерина II отказалась сделать его своей московской резиденцией. Императрица предприняла попытку отреставрировать дворец и приказала составить смету, однако, впоследствии она передумала.
В 1768 году деревянный терем был разобран по указу императрицы Екатерины II, а вместо него был построен более современный каменный дворец.
Построенный Екатериной дворец, в свою очередь, был разрушен в 1872 году.
К счастью, оригинальные чертежи, по которым строился деревянный дворец Алексея Михайловича, сохранились, и в 2010 году правительство Москвы смогло построить реплику дворца в натуральную величину.
Современная реплика располагается приблизительно в километре к югу от того места, где стоял деревянный дворец Алексея Михайловича, возле каменной церкви 16 века. Воссозданный дворец построен из бетона и облицован деревянными брёвнами.
Кроме макета дворца Алексея Михайловича, на территории музея-заповедника Коломенское также можно увидеть множество старых деревянных построек, привезённых из разных уголков бывшего СССР.