Гибель "Британика".Корабль - госпитальное судно, третье и последнее судно класса "Олимпик". Корабль "Олимпик" (Olympic): история создания, описание, характеристики


"Олимпик" прибывает в Нью-Йорк 22 июня 1911 года.
Через несколько минут он причалит к пирсу №59, принадлежавшему White Star

12 мая 1918 года в Ла-Манше произошла уникальная история - систершип "Титаника", самый большой в мире пассажирский лайнер "Олимпик" (водоизмещение 46 358 тонн) погнался за немецкой подлодкой U-103, которая была в пять раз короче и в 55 раз легче, догнал ее и перерезал пополам.

Я назвал "Олимпик" самым большим в мире (на тот момент) океанским пассажирскими лайнером, так как в отличии от более крупных немецких "Императора" и "Фатерлянда", он всю Первую Мировую войну продолжал работать на Трансатлантическом маршруте, тогда как немцы стояли на приколе в Нью-Йорке и Гамбурге.

"Олимпик" - корабль с уникальной судьбой, незаслуженно оставшийся в тени своих "одноклассников" "Титаника" и, отчасти, "Британика", потонувшего во время войны в Средиземном море после взрыва мины. Всю свою карьеру он попадал в критические ситуации сродни тех, которые стоили "жизни" "сестрам" (причем, с обеих сторон) и постоянно благополучно из них выходил. А уж по числу столкновений с чем то плавающим он на версту обошел любой другой лайнер своего времени. Читая его биографию, постоянно вспоминаешь номер "Дуэта им. Чехова" о человеке, застраховавшего свою жизнь с целью получить солидный куш, но вместо этого обретшего абсолютное здоровье. Возможно, некий святой отвечающий за душу кораблей решил провести "Олимпик", через все те испытания, которые не вынесли его систершипы.

Вот смотрите: в эксплуатацию "Олимпик" вступил 14 июня 1911 года и сразу же отправился в Нью-Йорк. На борту был Брюс Исмей. Тот самый! А командовал судном знаете кто? Угадали - Эдвард Смит. Тот самый, что потом будет стоять на капитанском мостике "Титанике" в "ночь, чтобы помнили" (с). И ничего не случилось! Нет, на самом деле случилось. Через несколько дней мощные струи воды от винтов "Олимпика" затягивают под корму маленький буксир. Буксир поврежден, на корме "Олимпика" царапины.

20 сентября 1911 года у острова Уайт в "Олимпик" врезается британский броненосный крейсер "Хаук" (15 октября 1914 года его потопит немецкая субмарина U-9, та самая, что за три недели до того в Ла Манше в течении нескольких минут отправила на дно три броненосных крейсера).

У "Хаука" нос в смятку, у "Олимпика" так... дырочка. Кстати, легендарная Виолетта Джессоп (1883-1971) уже была на борту корабля. Напомню, что в последствии она переживет гибель "Титаника" и "Британика". Мало известно, что был еще один человек, переживший крушения и аварии всех трех лайнеров - кочегар Артур Прист.

Ладно. 24 февраля 1912 "Олимпик" теряет часть винта в Атлантике, на пути в Британи. Известно, что именно эта авария привела к задержке отправления "Титаника" в иннаугарционный рейс.

В ночь, когда погиб "Титаник", "Олимпик" шел из Нью-Йорка в Саутгемптон. Капитан корабля Герберт Хэдкок отдал приказ немедленно идти на спасение пассажиров, хоть и находился от гибнущего корабля в 580 милях и чтобы подойти к месту катастрофы ему нужно было более суток. Когда до места гибели "Титаника" оставалось 120 миль, на свзяь с Хэдкоком вышел капитан "Карпатии" Рострон и попросил не приближаться к его кораблю, чтобы спасенные пассажиры не впали в панику от созерцания полной копии корабля, с которого они только что спаслись.

Ну про мятеж части экипажа в том же апреле 1912 года после чего наконец было решено обеспечивать всех пассажиров спасательными шлюпками думаю, все знакомые с историей мореплавания знают.

В 1914 году началась Первая Мировая война и "Олимпик" остался одним из немногих трансатлантических лайнеров, остававшихся на линиях все время военных действий (кстати. во время Второй Мировой войны пассажирское судоходное сообщение через Атлантику было быстро прекращено - семья посла США в Великобритании Джозефа Кеннеди (включая Бобби) добиралась в Нью Йорк 21 сентября 1939 последним рейсом голландского трансатлантического лайнера "Амстердам". "Англичане" , "французы" и "поляки" (у Польши было два небольших лайнера, только тсс. официально страна гнила в нищете) уже не ходили. До весны 1940 в США плавали итальянские лайнеры, но и они по понятным причинам были сняты с линий).

9 октября 1914 года "Олимпик" одновременно чуть не предвосхитил судьбу "Британика" и с избытком повторил действия "Карпатии". В этот день он вмазался немецкое минное поле. А с другого конца в него же вошел британский линкор "Одейшиес". Зашел и напоролся на мину. Лодки "Олимпика" сняли ВЕСЬ экипаж с линкора, тот перевернулся и, погружаясь, взорвался. "Олимпик" благополучно покинул минное поле и доставил военных моряков в порт.

Лодки с "Олимпика" снимают экипаж "Одейшиса"

Через год, в Средиземноморье "Олимпик" спасет экипаж французского транспорта "Прованс", несмотря на то, что вокруг крутились австрийские субмарины. Пронесло и на этот раз.

Ну а звездный час у систершипа "Титаника" наступил ровно 98 лет назад. Он совершал очередной рейс из Нью Йорка в сопровождении 4 американских крейсеров (в то время как раз бушевала неограниченная подводная война). И вот маленький конвой входит в Ла Манш и Хэдкок видит в бинокль подводную лодку. "Немецкая", подумал капитан и приказал расчетам бортовых орудий открыть по ней огонь, но вот проблема - борта высокие и попасть в лодку никак не получается. Лодка стояла заряжая батареи и немцы буквально проспали приближение союзников. Проблема тогдашних субмарин была в том, что они очень медленно погружались, некоторые модели до часу. Поэтому капитан попытался уйти от "Олимпика" зигзага, но Хэдкок, дернув стакашок односолодового и затянувшись крепкой вирджинской сигарой, подвинул рулевой, лично встал за штурвал лайнера и, пробормотав что то вроде "щазз родная, не шевелись, папочка тебя поцелует" или что то еще более грязное, погнался за немцами. Такое только в мультиках бывает - громадный (правда уже не белый) лайнер мчится по бурному морю за крошечной лодкой. Через несколько минут раздался приглушенный водой и громадой лайнера звук потрескивания ломающихся шпангоутов, Хэдкок удовлетворенно хмыкнул - "Радист, передай янки пусть соберут мясо с моря, а я в каюту. С документами работать" и прихватив с собой початую бутылку виски, полторы пинтной контрабандной кока-колы, оставшийся со средиземноморской компании литр "Барбера" и шейкер ушел. Так родился коктейль "Пьяная стюардесса", впоследствии, впрочем, кока-колу заменили на тоник. Крейсера подняли с поверхности моря 31 немецкого моряка.

Закончилась война. "Олимпик" был тотально модернизирован (котлы стали нефтяными, а вместимость спасательных шлюпок превысила 3000 человек. что намного превышало вместимость судны) плавал из Великобритании в Нью-Йорк и Южную Америку до 1935 года. "Кунард" выкупил "Уайт Лайн" и "Олимпик", наконец, стал чисто британским судном. За 16 лет послевоенной мирной службы корабль сумел потопить плавучий маяк, протаранить прямо в гавани Нью-Йорка французский пароход, еще одного француза немного спас. На его борту пропадали люди, умер один из его разработчиков и, до кучи, прямо над местом гибели "Титаника" "Олимпик" попал в подводное землетрясение.

Отель "Белый Лебедь"

А в 1935 его разрезали на металл, не забыв продать всю внутреннюю обстановку на аукционе. Если кого то во время путешествий занесет в британский городок Алнвик, что в Нортумберленде, то зайдите в тамошний отель "Белый лебедь", один из старейших (а может и старейший) непрерывно действующий отель в мире (ему свыше 300 лет). Большая часть тамошней обстановки с "Олимпика".

Когда окидываешь взглядом историю "Олимпика", то возникает ощущение, что корабль много лет тараня и спасая другие суда так и не встретился с самым главным своим врагом - айсбергом и все что происходило с ним за 24 года эксппуатации было не более чем тренировкой перед главной, так и не состоявшейся встречей.

........................................ .....
Усыновляют детей не только, чтобы забрать их детского дома, но также чтобы узаконить уже сложившуюся ситуацию, когда дети от предыдущего брака одного из родителей воспитываются в новой семье. Проблема эта не так просто решается как кажется и требует участия профессионального адвоката. Важно заметить, что решение подобного вопроса находится исключительно в юрисдикции районных судов по месту проживания ребенка и более никаких.

Корабли класса "Олимпик" - "Олимпик", "Титаник" и "Британник" создавали инженеры британской судостроительной компании "Харланд энд Вольф" по заказу "Уайт Стар Лайн". Судна задумывались как конкуренты "Лузитании" и "Мавритании", принадлежавшим конкурирующей компании Кунард Лайн.

Начало XX-го века ознаменовалось катастрофой, которая до сих пор будоражит умы людей со всего света, - гибелью корабля "Титаник".

14 апреля 1912 года во время своего первого рейса этот роскошный гигантский круизный лайнер столкнулся в Северной Атлантике с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2208 находившихся на борту людей выжили лишь 704 человека. Мир был в шоке.

Его предшественнику - кораблю "Олимпик" тоже удача не сопутствовала, хоть и трагедия была не столь масштабной. В одном из своих первых плаваний, лайнер столкнулся с крейсером "Хоук". В результате происшествия никто не пострадал, но "Олимпик" целый год простоял на ремонте, а его капитана обвинили в неосторожности и пренебрежении правилами судовождения.

Проектируя, третий пассажирский лайнер из этой серии под первоначальным названием "Гигантик", инженеры попытались учесть все выявленные трагедиями слабые стороны его предшественников - "Олимпика" и "Титаника". Создатели нового корабля сделали так, что "Гигантик" мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для "Титаника".

Помимо новых конструктивных особенностей "Гигантика", ему добавили еще пять спасательных шлюпок. Причем, даже если судно опасно накренялось и возникала угроза потопления, ничто не должно было помешать посадке людей в шлюпки.

Захотелось улучшить и отделку корабля: приемную первого класса "Гигантика" сделать гораздо больше, чем на "Олимпике" и "Титанике". Ресторан и курительный салон также расширили и даже планировали установить орган на парадной лестнице.

26 февраля 1914 года этот огромный трехвинтовой корабль спустили на воду. Но ему так и не удалось оказаться на линии Саутгемптон - Нью-Йорк, для которой его и строили: началась Первая мировая война.

Роскошный лайнер был сразу реквизирован Британским Адмиралтейством, которое распорядилось переименовать его в "Британник" и переоборудовать в госпитальное судно.

Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт.

Наиболее роскошные каюты "Британника" стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.

В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и "Британник" отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.

12 ноября 1916 года "Британник" в очередной раз отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт новую партию раненых британских солдат. Утром 17 ноября зашел в порт Неаполя и продолжил курс на восток.

Катастрофа случилась 21 ноября 1916 года в 8:12 утра. "Британник" уже был в Эгейском море, когда его сотряс взрыв огромной силы, за которым последовал еще один, более мощный. Он буквально разорвал левый борт корабля в нескольких местах. Медсестры и обслуживающий персонал выбежали на палубу, прервав свой завтрак.

Оказывается, лайнер наскочил на мину, поставленную немецкой подводной лодкой U-73. Из-за полученных пробоин судно накренилось, и ситуация ухудшалась с каждой минутой.

Капитан Чарльз Альфред Бартлет сразу понял серьезность положения и приказал закрыть герметичные двери переборок и подготовить к спуску все шлюпки.

Четыре отсека корабля стремительно заполнялись водой; котельные были подтоплены. Положение усугубляли открытые при взрыве иллюминаторы нижних палуб: через них вода проникала внутрь "Британника". Капитан до последнего верил, что лайнер сможет дойти до острова Кеа и сядет на мель. Это было бы спасением.

Но нос "Британника" стремительно погружался все глубже, одновременно корабль накренился на правый борт. Стало ясно, что чудо не произойдет. Приняв сигналы бедствия, на помощь лайнеру отправились сразу четыре судна.

На самом же "Британнике" полным ходом шла эвакуация. Через некоторое время из воды показались продолжавшие свое вращение огромные винты корабля - и тут произошла новая бедая. Две шлюпки затянуло в водоворот и разрубило винтом на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты.

Вскоре морская драма достигла своего апогея: гигантский корабль пошатнулся и начал стремительно заваливаться на правый борт. Рухнули огромные дымовые трубы. Еще минута - и лайнер навсегда исчез в черной бездне Эгейского моря. Спустя час на место катастрофы подошли четыре судна. Спаслись 1036 из 1066 находившихся на борту "Британника" людей.

Вопрос о том, где же точно он покоится, долгое время интересовал многих людей. В 1975 году ответ на загадку дал легендарный исследователь морских глубин Жак Ив Кусто. После трехдневных поисков подводный радар на его судне "Калипсо" обнаружил корпус "Британника" на глубине 120 метров.

После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.

Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.

Судьба 1-го лайнера компании "Уайт Стар Лайн" класса «Олимпик»

«Олимпик» (RMS Olympic) — трансатлантический лайнер компании «Уайт Стар Лайн», первый из серии трёх лайнеров класса «Олимпик», двумя другими кораблями были «Титаник» и «Британник». Все три судна задумывались как конкуренты «Лузитании» и «Мавритании», принадлежавшим компании "Кунард Лайн".

«Олимпик» был первым судном Уайт Стар Лайн класса «Олимпик». Вторым судном был «Титаник», а третье судно должно было быть названо «Гигантик». Все три лайнера были много больше и роскошнее «гончих» Кунарда — Лузитании и Мавритании, но медленнее. Компания Уайт Стар Лайн решила обойти конкурентов не с помощью скорости, а уровня комфорта. Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.
Киль «Олимпика» был заложен в декабре 1908 года, а 10 октября 1910 «Олимпик» был спущен на воду. Корпус лайнера был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, ведь «Олимпик» был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.

Монтаж двойного дна "Олимпика"

"Олимпик" и "Титаник" на верфи «Харланд энд Вольф»

Обзор кормовой части лайнера

"Олимпик" в сухом доке "Харланд энд Вольф"

Палуба лайнера ближе к завершению строительства

"Олимпик" на морских испытаниях

Первое плавание «Олимпика» состоялось 14 июня 1911 года. Путешествие прошло без инцидентов и было очень даже успешным. Корабль шёл со средней скоростью в 21,7 узлов при расходе угля в 650 тонн в сутки (для сравнения: «гончие» Кунарда тратили 1000 тонн в сутки).

Со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе А был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы А на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.

Отправление из Саутгемптона

"Олимпик"

20 сентября 1911 года произошел инцидент с крейсером "Хоук". На выходе из Саутгемптона 2 корабля столкнулись, в результате которого "Олимпик" получил 14-метровую пробоину в кормовой части, оба корабля отправились на ремонт. Жертв, к счастью, не было. «Олимпик» и «Хоук» довольно скоро вышли в море, но инцидент на этом не кончился, а превратился в скандальное судебное дело. Примечательно, что "Олимпиком" в то время управлял капитан Эдвард Смит - будущий капитан "Титаника".

Результат столкновения с крейсером "Хоук"

"Олимпик" на ремонте после столкновения с "Хоуком". Справа - почти достроенный "Титаник"

Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.

"Олимпик" в сухом доке на перестройке после гибели "Титаника"

В годы Первой мировой войны «Олимпик» служил войсковым транспортом. Он участвовал в операции по спасению HMS Audacious. 12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность (сказалось несовершенство системы погружения тех времён). Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.

Младший Брат «Олимпика» «Британник» (переименованный «Гигантик») был утерян 21 ноября 1916 года, когда подорвался на мине у острова Кеа в Эгейском море.

История создания кораблей-колоссов «Олимпика», «Титаника» и «Гигантика» («Британника») - это история амбициозной гонки между судовладельческими компаниями США, Великобритании и Германии. В начале 20в. научно-технический прогресс стал причиной быстрого развития многих индустриальных отраслей, в том числе и судостроения. Гражданские и военные корабли становились больше, быстроходнее, надёжнее. Так, на заре прошлого века гигантская компания «Cunard Line», корабли которой осуществляли трансатлантические рейсы, обзавелась двумя первоклассными суднами - «Лузитанией» и «Мавританией». По скорости и величине им не было равных. В свою очередь конкуренты «White Star Line», дабы не отставать, закладывают на верфях «Harland & Wolff Ltd.» два огромнейших лайнера, которые станут больше «Лузитании» и «Мавритании», но не превзойдут их в скорости. Тем не менее эти корабли станут самыми роскошными и комфортабельными в мире. Это - «Олимпик» и «Титаник». Часть денег на грандиозное строительство ссудило государство, при условии, что на время военных действий эти лайнеры будут состоять на Правительственной службе.

Предполагалось, что судна класса «Олимпик» будут также самыми безопасными в мире - особенности проектировки и строительные материалы должны были обеспечить непотопляемость этих роскошных лайнеров. Первым со стапелей снялся «Олимпик» в 1910г., за ним вышел «Титаник». Такими громадинами было не просто управлять, скорее всего по этому с ними и случались инциденты - «Олимпик» столкнулся с крейсером «Хоук» и отбыл на ремонт, а «Титаник» попал в катастрофу, столкнувшись с айсбергом, и затонул. Миф о непотопляемости был разрушен. Компании «White Star Line» следовало пересмотреть оснастку судна «Олимпик», чтобы в дальнейшем избежать очередной катастрофы. На лайнер добавляют спасательные шлюпки, упрочняют корпус, поднимают переборки, меняется и интерьер судна. После модификаций тоннаж парохода увеличился до 46 359 тонн. В 1913г. «Олимпик» возобновляет свою службу.

Начало ПМВ застало «Олимпик» по пути в Нью-Йорк. Несмотря на свою договорённость с правительством, «White Star Line» продолжила трансатлантические рейсы, и лишь 9 октября 1914г. «Олимпик» был снят с коммерческой службы. Некогда самый роскошный лайнер стал транспортным кораблём под британским флагом.

«Олимпику» следовало перейти в Белфаст для переоснащения и нанесения камуфляжа. Первый раз нюхнуть пороху пароходу довелось 27 октября 1914г. Во время морского перехода «Олимпик» попадает в минное поле возле Островов Тори. В то же самое время на горизонте возникли два британских военных корабля - «Ливерпуль» (HMS Liverpool) и линейный корабль «Одейшес» (HMS Audacious). Внезапно «Одейшес» налетел на мину и начал тонуть. Все суда за исключением «Ливерпуля», который должен был помочь эвакуировать команду, должны были покинуть зону. «Олимпик» был призван на помощь. Приблизительно два часа спустя вся команда «Одейшес» была эвакуирована на два помогающих корабля. Дальше надо было отбуксировать «Одейшес» в безопасное место, где его должны были отремонтировать. Только «Олимпик» был достаточно мощным, чтобы буксировать тонущий линкор. Но начинался слабый шторм и «Одейшес» стал неуправляемым, так как его руль был выведен из строя. Трос оборвался. Вторую попытку сделал «Ливерпуль», но «Одейшес» начал быстро тонуть. Было решено оставить судно. Когда спасательные корабли ушли, «Одейшес» перевернулся, взорвался под 1 башней и затонул. Единственным пострадавшим за весь инцидент был старшина Уильям Бёрджесс, который стоял на палубе «Ливерпуля». Кусок бронированной пластины отбросило взрывом, и он был убит.


Несколько месяцев «Олимпик» стоял в Белфасте, где его переоборудовали. На лайнер нанесли серую краску, а также его оснастили тремя орудиями - одно на носу и две 4.7-дм пушки на корме судна. Капитаном корабля был назначен Бертрам Фокс Хейс, прежний командующий «Адриатика». 24 сентября 1915г. «Олимпик» вышел в свой первый рейс, как военный транспортник. Корабль вёз подкрепление на южный театр боевых действий - около 6000 британских солдат.
1 октября 1915 года, у Мыса Матапан, сигнальщики «Олимпика» заметили спасательные шлюпки с затонувшего французского парохода «Прованс». Капитан Бертрам Хейс немедленно приказал подобрать выживших. Франция предложила капитану Золотую Медаль за Спасение. Однако британцы были менее восторженными. Адмиралтейство обвинило Хейса в том, что он серьёзно рисковал судном с 6000 душ на борту, остановившись в чрезвычайно опасных водах.
Тем не менее «Олимпик» продолжал курсировать между Великобританией и Средиземноморьем под руководством Хейса, подвозя войска. Корабль сделал ещё два перехода и был переведён на трансатлантическую линию. Теперь «Олимпик» будет доставлять канадских солдат в Англию.

Перед выходом в океан на «Олимпик» наносят инновационный камуфляж Dazzle, который не маскировал объект, а должен был дезориентировать противника.


За несколько лет «Олимпик» совершил более двадцати трансатлантических рейсов. Заканчивая свой 22 рейс, «Олимпик» встретился с четырьмя американскими эскадренными миноносцами в неспокойных водах Ла-Манша. Они должны были сопровождать лайнер до Саутгемптона.

Тем временем в здешних водах пасётся немецкий капитан Клаус Рюккер. Он уже доказал свои каперские способности, командуя U-34 в Средиземном море. Отозванный из южных вод, он был послан на запад с U-103 для нападения на торговые суда, уделяя особое внимание американским военным транспортам. На рассвете 12 мая 1918г. Рюккер увидел в перископ «Олимпик». Теперь ему представилась отличная возможность, цель громадных размеров и ценности - самый большой воинский транспорт, который только могла поразить торпеда. Но всё дело испортила неопытность команды. Он уже вышел на позицию для атаки, но только для того, чтобы услышать, что торпеды в кормовых аппаратах не готовы к выстрелу. Ничего не оставалось, как попытаться второй раз выйти на позицию. Поэтому Рюккер лёг на курс, параллельный пароходу, держась на такой глубине, что «спаржа» (немецкое прозвище перископа) была как раз над поверхностью воды. По-видимому, снова произошла какая-то путаница, так как лодка выплыла на поверхность и выдала своё присутствие.

Капитан Хейс и сигнальщики «Олимпика» одновременно увидели справа по носу в 1,5 румбах от курса корпус подводной лодки, всплывающей на поверхность примерно в полумиле. По команде носовое орудие произвело выстрел по неприятелю. Однако подводная лодка была слишком близко к лайнеру, и снаряд прошёл выше мостика лодки, не причинив ей вреда. Подводная лодка шла вперёд под обоими моторами, когда колосс изменил курс, чтобы её таранить. В тусклом свете утренней зари Рюккер увидел прямо над собой громадный корпус гигантского корабля. U-103 сделала отчаянную попытку спастись, повернув внутрь круга циркуляции парохода. Капитан Хейс ответил на этот манёвр, положив руля лево на борт. В 3ч.05м. форштевень парохода нанёс подводной лодке страшный сокрушительный удар. U-103 пришёл конец. Находившиеся на мостике парохода слышали, как лопнули цепи паравана; затем они увидели, как развороченный корпус побеждённой подводной лодки поднялся из воды почти вертикально. Остов разбитой лодки оказался за кормой, после чего кормовые орудия парохода открыли огонь. Левиафан компании «White Star Line» с исковерканным штевнем продолжал свой путь в Саутхэмптон и позднее перехватил сообщение американского эскадренного миноносца «Дэвис» о спасении последним 35 человек, уцелевших с U-103, потопленной орудийным огнём «Олимпика».

Рюккер впоследствии заявил, что конец одного из винтов «Олимпика» распорол корпус его лодки. Произошло ли это перед тараном U-103 или после - неясно. Во всяком случае он заявил, что был принуждён подняться на поверхность, чтобы спасти жизнь своим людям. Будучи на краю гибели, он просил пощады и спасения для себя и своей команды и получил и то и другое. Это был человек, который за 3 года до описанного события перебил всю команду «Виктории» только потому, что это рыбачье судно осмелилось оказать ему слабое сопротивление.

Американские солдаты, находившиеся на борту «Олимпика», собрали деньги на мемориальную доску, установленную в честь этого события на борту гигантского лайнера. За свою героическую военную карьеру он даже удостоился почётного прозвища «Надёжный старина» («Old Reliable»).

После войны «Олимпик» подлатали, добавили ряд усовершенствований, главное из которых - перевод судна на жидкое топливо. Лайнер снова вернулся в лоно «White Star Line» и осуществлял трансатлантические рейсы Нью-Йорк - Саутгемптон (однажды его пассажиром стал Чарли Чаплин). Однако время шло, и прогресс не стоял на месте - «Олимпик» морально и технически устарел и был списан в 1935г.

Жили-были на свете три близнеца-лайнера: Олимпик, Титаник и Британик. Про них сегодня пост.

Во время гибели "Титаника" капитан «Олимпика» предложил пересадить пассажиров на его судно, но команда отказалась. Посчитали, что для потерпевших будет шоком увидеть недавно затонувший лайнер опять на плаву.

В конце XIX века White Star Line была самой мощной транспортной компанией в Великобритании. Пароходная связь осуществлялась не только с Америкой, но и с Австралией и Южной Африкой.

В 1902 году компанию купил американец Пьерпонт Морган. Американский капитал и сотрудничество с одной из лучших судостроительных компаний Harland and Wolff способствовали началу постройки трёх огромных судов: «Олимпик» (Olympic), «Титаник» (Titanic) и «Британник» (Britannic)

1. Olympic . "Любимый".

«Олимпик» был первым из серии трёх лайнеров одноимённого класса. Наравне с «Титаником» и «Британником» задумывался как конкурент судам других трансатлантических компаний.

Поначалу в White Star Line видели два больших лайнера с тремя трубами. Такой постройкой предполагалось оставить конкурентов далеко позади. Но дуэт лайнеров был превращен в трио. Три трубы были заменены четырьмя для большей убедительности пассажиров, что судно с четырьмя трубами безопаснее

В 1908 году был заложен киль будущего "Олимпика". Корабль имел длину 268 м, ширину 28 м и высоту 18,4 м от ватерлинии до шлюпочной палубы. 16 водонепроницаемых отсеков защищали судно от повреждений. Гигантские двигатели, вместе с турбиной, вырабатывали мощность примерно в 50 000 л.с. и достигали скорости в 21 узел.

Спуск на воду

В четверг 20 октября 1910 года в 11.00 «Олимпик» был спущен на воду. Корабль» уже через 62 секунды развил скорость в 12.5 узлов. Можно было начинать отделку.

Испытания в 1911 году

После испытаний, которые превзошли все ожидания, корабль был готов к выходу в море.

По традиции, после окончания всех испытаний, «Олимпик» прибыл в Ливерпуль для всеобщего рассмотрения. Хотя порт отправления позже был изменен на Саутгемптон, на корме "Олимпика" и его двух братьев, под названием всегда будет виднеться надпись «Ливерпуль».

Парадная лестница Первого класса

"Фишкой" всех трёх лайнеров была непотопляемость. Этот факт публиковался во всех газетах во время строительства кораблей.
Непотопляемость обеспечивалась 16 водонепроницаемыми отсеками и герметичными дверями.

Внутренние помещения «Олимпика» были изящны. Стиль помещений, в отличие от немецких кораблей, не был столь пафосный, а более скромный, поэтому и более привлекательный.

Обеденный зал Второго класса

В среду, 14 июня 1911 «Олимпик» отдал швартовы и направился из Саутгемптона в Нью-Йорк. Его капитаном был опытный Эдвард Джон Смит. В четверг 22 июня корабль причалил к пирсу в Америке.

В первые годы эксплуатации с "Олимпиком" случался ряд мелкий неудач. Судно то сталкивалось с другими кораблями, то получало повреждения. Например 24 февраля 1912 года лайнер потерял лопасть винта на пути в Англию. "Олимпик» должен был вернуться в Белфаст для ремонта, что отложило первое плавание «Титаника».

Каюта Третьего класса

Уроки "Титаника" не прошли даром. Судно оснастили спасательными шлюпками. Правда это было сделано после бунта команды. Экипаж отказался продолжать рейсы без нормального количества шлюпок.

Первая мировая война застала «Олимпик» на пути в Нью-Йорк. В Америке лайнер был окрашен в серый цвет.

С этого времени «Олимпик» значился как военный транспорт и был оборудован массивным оружием. Чуть позже он стал транспортным судном между Великобританией и Канадой.

После войны, пройдя модернизацию, корабль вернулся к своему прежнему занятию - перевозкой пассажиров через Атлантику.

15 мая 1934 года «Олимпик» шел в нью-йоркских водах через густой туман на скорости в десять узлов. Несмотря на низкую скорость и огни, на корабле не заметили плавучий маяк. Огромный «Олимпик» перерезал маяк пополам. Семь мужчин на борту плавучего маяка погибли и только четверо выжили.

«Олимпик» устарел. Теперь был лишь вопрос времени, когда его снимут с линии.
11 октября 1935 года, «Олимпик» покинул Саутгемптон в последний раз, чтобы быть распиленным на металл. Все внутренние убранства распродали с аукциона. Большая часть всей мебели и отделки ушла в отели.

2. Titanic . "Проклятый".

Самый известный и самый печальный лайнер серии. Был крупнейшим пассажирским лайнером мира на момент постройки.

Длина 269,1 м, ширина - 28,19 м, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы -18,4 м.

Заложен 31 марта 1909 года на верфях в Северной Ирландии и строился вместе с "Олимпиком". Уже 31 мая 1911 года спущен на воду.


«Олимпик» и «Титаник» на стапелях Харланд энд Вольф

Перед спуском на воду

Место гибели

4 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 1 316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 224 человека. Из них спаслись только 711 человек.

К «Титанику» ближе всего были три судна: «Калифорниэн», «Карпатия» и «Маунт Темпл». «Калифорниэн» и «Маунт Темпл» были зажаты льдом, поэтому только «Карпатия»смогла прийти на помощь гибнущему титану.
Однако, прибыла она слишком поздно: «Титаник» уже 2 часа как затонул. «Карпатия» погрузила на борт выживших пассажиров и отправилась в Нью-Йорк.

3. Britannic . "Забытый".

«Британник» — третье и последнее судно класса «Олимпик». Первоначально строился под именем «Гигантик».

Запланированный внешний вид

Длина 269 м, ширина 28 м, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы 18,4 м

После гибели «Титаника» на третьем судне было немедленно остановлено строительство, а намеченное имя «Гигантик» было заменено на «Британник».


Британник спущен на воду.

Работа над «Британником» продолжалась в течение 1912 года. Запуск был отсрочен несколько раз, и только 26 февраля 1914 года, «Британник» был спущен. В соответствии с традицией Уайт Стар Лайн, не было никакой церемонии, и не разбивали бутылку шампанского о нос корабля.

"Британик" должен был стать одним из величественных лайнеров, но тут грянула Первая Мировая Война.

13 ноября 1915 года он реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно. Работа по преобразованию незаконченного лайнера шла полным ходом. Каюты на верхних палубах превращены в палаты. Обеденный зал и Гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату.

Судно было окрашено в интернациональные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса с красными крестами. Эти цвета гарантировали "Британику" статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому Соглашению. Несостоявшийся лайнер был оправлен служить в Средиземное море.

21 ноября 1916 года "Британик" подорвался на немецкой мине между островом Kea и материковой Грецией. Судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут. Жертвы были малочисленные.


Тонущий "Британик"

Что интересно, на борту «Британника» была медсестра Вайлет Джессоп. Её затянуло под винт тонущего судна, но женщина выжила.
Вайлет благополучно пережила гибель и старшего брата «Британника» — «Титаника». Что еще более удивительно, она была стюардессой на «Олимпике»

Три лайнера получили имена в честь героев греческой мифологии: олимпийцев, титанов и гигантов. Любопытно, что титаны и гиганты были повержены олипийцами. Быть может, поэтому "Олимпик" - единственный, кого не постигло крушение?