Палаццо санта софия. Венецианский дворец Ка-д’Оро или Золотой дом в Венеции

Великолепное кружевное строение сразу бросается в глаза, затмевая своих соседей. Название палаццо, Ка" д"Оро (Ca" d"Oro), в переводе обозначает «Золотой дом». И на время окончания его строительства, в 1430-е годы, это была отнюдь не аллегория. Изначально фасад дворца был украшен сусальным золотом и расписан редкими и дорогими красками – ультрамарином (глубокий синий) и киноварью (глубокий красный). По всей видимости, так его владелец – Марино Контарини – демонстрировал свое богатство.

По изяществу, роскоши и количеству средств, затраченных на строительство, Золотой дом превосходил все существовавшие на тот момент палаццо Венеции и был известен не менее чем Дворец дожей далеко за ее пределами. Это и не удивительно – род Кантарини вплоть до падения Венецианской Республики являлся неотъемлемой частью правящей элиты. Недаром восемь его представителей примерили на себя Корно Дукале (Corno Ducale) – так назывался головной убор дожа, главы республики. Кроме того, в возведении дворца принимали участие те же архитекторы, что работали над некоторыми элементами Палаццо Дукалле – семья венецианских мастеров Бон (Bon, или Bono): отец и сын, Джованни и Бартоломео (во Дворце дожей они создали «Бумажные» ворота, или Ворота бумаг, и скульптурную композицию «Суд Соломона»). Роскошная роспись фасада Ка" д"Оро, не дошедшая до наших дней, предположительно, принадлежала авторству французского художника Жана Шарлье (Jean Charlier), который фигурирует в документах того времени как Дзуанне де Франца (Zuanne de Franza), т.е. Дзуанне (или Зуанне) из Франции (на местном диалекте). Общее руководство строительством Золотого дома осуществлял, как считается, миланский архитектор Маттео Раверти (Matteo Raverti), также, как и Боны, приложивший руку к созданию Дворца дожей.

CC BY 2.0 , flickr.com)">

Если говорить об архитектуре здания, то Ка" д"Оро относят к готическим венецианским постройкам. Фасад, выходящий на Гранд-канал, можно отнести к особому «цветочному» стилю Бонов. Этот стиль элегантных линий и пропорций, столь любимый венецианскими архитекторами, не смог до конца быть вытесненным барокко вплоть до конца XVI века.

Венецианская готика переняла многие черты византийской традиции. На примере Ка" д"Оро это особенно заметно, что, в общем-то, неудивительно, поскольку здание было построено, как это водится в Венеции, на месте старого дворца – Палаццо Зено (Palazzo Zeno), – который как раз являл собою образец венецианско-византийского стиля и достался Марино Контарини после женитьбы в качестве приданого супруги.

На первом ярусе находится портик с уходящими в воды канала ступенями, с которого можно попасть в парадный холл дворца. Основным элементом второго яруса является лоджия, расположенная над портиком первого этажа и скрывающая главный зал дворца. Колонны и арки этой лоджии имеют капители, украшенные с большим вкусом традиционными венецианскими четырехлистниками. На третьем ярусе располагается еще одна открытая лоджия, с меньшим количеством декора, но ничуть не менее изящная.

Яркой особенностью Ка" д"Оро является его ассиметричность, которая делает дворец еще более непохожим на большинство палаццо Большого канала. Ажурность левого крыла здания явно контрастирует с монолитностью правой его части. Тем не менее, дворец выглядит удивительно сбалансированно.

Если касаться внутренней части палаццо и дворцового убранства, то, прежде всего, стоит обратить внимание на небольшой внутренний дворик с галереей по периметру и лестницей, ведущей на второй этаж.

CC BY 2.0 , flickr.com)">

В нем располагается резной мраморный CC BY-SA 2.5 , commons.wikimedia.org)" class="popup-img apic">колодец , украшенный рядом аллегорических изображений: воплощение в камне получили Стойкость, Справедливость и Милосердие. Кроме того, находясь на первом этаже Ка" д"Оро невозможно не обратить внимание на восхитительные мозаичные полы. На втором и третьем этажах палаццо находятся помещения, некогда служившие хозяевам покоями – они были украшенны в лучших традициях Венецианской Республики. Сегодня здесь можно увидеть старинные гобелены, картины знаменитых художников, скульптуры (в стенах палаццо размещен музей, о чем еще будет сказано ниже), а также полюбоваться прекрасным видом на Гранд-канал, открывающимся с лоджий Ка" д"Оро.

Внешний вид дворца, который, безусловно, менялся с течением времени, особые изменения претерпел в середине XIX века. В 1846 году палаццо Ка" д"Оро было приобретено русским князем Трубецким в дар белерине Марии Тальони (Maria Taglioni). По всей видимости, в то время здание пребывало в весьма плачевном состоянии и нуждалось в реставрации. Собственно говоря, с этой целью и был приглашен архитектор Джованни Баттиста Медуна (Giovanni Battista Meduna). Была начата масштабная перестройка, в результате которой многие готические элементы были уничтожены, а внутреннее убранство перекроено то ли согласно вкусам новой хозяйки, то ли в соответствии с видением архитектора. Пощады не снискали ни изящная лестница, ни готические балконы внутреннего двора, ни великолепный колодец, созданный Бартоломео Боном. Существует даже версия, что именно в ходе реставрационных работ, которыми руководил Медуна, была снята золотая облицовка фасада Ка" д"Оро. После чего предприимчивый зодчий продал ее, за что вскоре был пойман и осужден. Впрочем, это больше похоже на одну из тысяч венецианских легенд, чем на правду (сомнительно, что позолота могла пережить в целости и сохранности период захвата Венеции наполеоновскими войсками в 1797 году).

В 1894 году дом перешел в распоряжение более рачительного хозяина. Им стал Джорджо Франкетти (Giorgio Franchetti), который потратил огромные средства на восстановление готического облика Золотого дома. Кроме того, Джорджо Франкетти, был коллекционером. Он собирал предметы искусства. Поистине занятие, достойное настоящего аристократа! В 1922 году, перед своей смертью, он завещал палаццо и всю свою обширную коллекцию городу, а в 1927 году в Ка" д"Оро открылся музей (Галерея Джорджо Франкетти), работающий по сей день (см. www.cadoro.org).

Основную экспозицию музея составляют полотна именитых мастеров венецианской школы, таких как Сансовино и Тинторетто, Бордоне и Гварди, Карпаччо и Тициан. Имеются здесь и полотна Ван Дейка, а также знаменитый «commons.wikimedia.org)" class="popup-img apic">Святой Себастьян » Мантеньи (последний из трех, написанных автором). Кроме того, в галерее Джорджо Франкетти можно полюбоваться иконами, коллекцией скульптур XIV–XVI веков, гобеленами, фресками, образцами прикладного искусства, а также интерьерами и предметами быта, знакомящими нас с блестящей эпохой расцвета Венецианской Республики.

Известный во всей Италии дворец Ка’ д’Оро расположен на центральной улице Венеции - Гранд-канале. Построенное в середине XV века здание поражает своей элегантностью и мелкими деталями, которым архитекторы уделили особое внимание. Строение, также известное как Золотой дом, расписано ультрамарином и киноварью, а во время росписи мастера не скупились на сусальное золото. Ещё одним названием, на этот раз официальным, является Палаццо Санта София. Но обо всём подробнее будет рассказано ниже.

Что ждет посетителей:

Возможно это прозвучит слегка пафосно, но это чистая правда: Дворец Ка’ д’Оро - пожалуй, самый лучший и яркий пример венецианской готики. Архитектурные решения семейства Бона, которое создавало проект почти 6 веков назад, поражают оригинальностью и роскошью.

Особого шарма и уникальности зданию придает его асимметричность: украшенное скульптурами, арками и орнаментами левое крыло очень гармонично сочетается с практически монолитным правым, на фасаде которого толком и окна отсутствуют. Попасть во дворец можно двумя способами, как это принято во всей Венеции - через парадный вход с улицы или со стороны воды. Кстати, вход со стороны канала выглядит даже более органично и красиво.

Важной вехой истории Палаццо Санта София стал период с 1894 года по 20-е годы XX века. Именно в это время Ка’ д’Оро принадлежало барону Франкетти, который оказался завзятым авантюристом и решил любой ценой вернуть дворцу первоначальный внешний вид.

Его затея имела успех, к тому же ещё больше шика внутреннему убранству придала огромная коллекция барона, которая включала сотни картин, скульптур, поделок из керамики и старинных предметов быта. В 1927 году, после смерти барона Франкетти, в Золотом доме была открыта галерея, названная его именем. По сей день галерея Франкетти привлекает тысячи туристов своей прекрасной экспозицией.

Информация для путешественников:

Со вторника по воскресенье расположенная здесь галерея Джорджио Франкетти открыта с 8:15 до 19:15. По понедельникам: 8:15 - 14:00. Кассы закрываются за полчаса до закрытия музея. Галерея закрыта 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Как добраться:

Адрес: Cannaregio, 3932, 30121 Città Metropolitana di Venezia.

GPS-координаты: 45.440997,12.333597. Общественным транспортом добраться можно на 1 Линии. Выходить следует на одноименной станции Ca’ D’Oro.

Среди дворцов Венеции особенно знаменит Золотой дом - гимн человеческому гению и человеческому тщеславию. Он и сегодня поражает своим ажурным фасадом, мраморными кружевами и "сложной мозаикой" архитектурных элементов. Но когда в 1430 году дворец впервые предстал перед взорами горожан, то больше напоминал сказочный мираж: его фасад сверкал сусальным золотом (отсюда иназвание) и был раскрашен ультрамарином и киноварью (самыми дорогими красками того времени).

Владелец дворца, представитель старейшего и знатнейшего венецианского рода, Марино Контарини, лично принимавший участие в проектировнии дворца, добился своей цели - его палаццо превзошел по красоте и роскоши все дворцы Венеции и соперничал с самим Палаццо Дожей.

Контарини мог себе позволить такое - он был одним из самых богатых венецианцев своего времени. И насколько впечатлила современников отделка и великолепное убранство его дворца, настолько же историков поразили счета, свидетельствовавшие о тех колоссальных затратах, которые потребовало строительство Ка`д’Оро.

Контарини продали Ка`д`Оро только через поколение после смерти Марино. За четыре столетия этот веницианский дворец пережил многочисленные перестройки. Одним из его владельцев был князь Александр Трубецкой, который в 1847 году подарил дворец своей любовнице, балерине Марии Тальони.

Отставная балерина провела самую варварскую реставрацию дворца. Джон Рескин (автор знаменитой книги "Камни Венеции") писал отцу "о несчастном дне, что я провел вчера в Ка`д`Оро, тщетно пытаясь зарисовать его, пока рабочие сносили его прямо у меня на глазах".

От окончательного разрушения дворец спас его следующий владелец барон Джорджо Франкетти. Он не только осуществил бережную реставрацию знаменитого палаццо, но и пожертвовал государству коллекцию предметов искусства, которая легла в основу Галереи Франкетти.

Сегодня галерея открыта для посетителей, которым также предоставляется возможность осмотреть интерьеры знаменитого дворца.

Доехать до Ка`д`Оро можно на любом вапоретто, курсирующем по Гранд-Каналу. Остановка так и называется "Ка`д`Оро"
Часы работы: понедельник с 8.15 до 14.00; вторник-воскресенье с 8.15 до 19.15

Ка’д’Оро (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Знаменитый дворец Ка’д’Оро расположен в квартале Каннареджо на главной венецианской улице - Гранд-канале . Кружевное здание поражает туристов своей красотой. Ка’д’Оро называют также Золотым домом. И, заметьте, такое имя дано дворцу неслучайно. Во время строительства здания в отделке использовали сусальное золото. Кроме того, Ка’д’Оро был расписан дорогими красками: ультрамарином (глубокий синий) и киноварью (глубокий красный). Есть у этой достопримечательности и официальное название - Палаццо Санта София. Это, пожалуй, самое красивое здание в стиле венецианской готики.

Первый владелец Ка’д’Оро происходил из знатного рода и принадлежал к числу правящей элиты. Разумеется, Марино Контарини хотел, чтобы его дом был самым лучшим. Он подражал римскому императору Нерону, построившему Золотой дворец в Риме.

Первоначально дворец принадлежал патрицию Марино Контарини. По желанию будущего хозяина он был построен архитекторами Джованни Бона и его сыном Бартоломео Бона По в 15 веке, в 1425-1440 годах. Здание возвели на месте снесенного дворца Палаццо Зено в византийском стиле, принадлежавшего супруге патриция. Старый фасад стал основанием для нового роскошного дома. На тот момент Золотой дом был самым красивым и богатым дворцом Венеции. Слухи о нем распространились далеко за пределами города. Это и неудивительно, ведь владелец Ка’д’Оро происходил из знатного рода и принадлежал к числу правящей элиты. Разумеется, он хотел, чтобы его дом был самым лучшим. Он подражал римскому императору Нерону, построившему Золотой дворец в Риме.

За свою историю дворец сменил много хозяев. Разумеется, владельцы вносили свои коррективы в архитектурный облик здания. Так, в 1846 году Золотой дом выкупил русский князь Александр Трубецкой и подарил балерине Марии Тальони. Здание находилось в очень плохом состоянии и требовало срочной реконструкции. Трубецкой пригласил зодчего Джованни Баттиста Медуна, и началась масштабная перестройка дворца. Увы, многие детали отделки были навсегда утрачены. То ли новая хозяйка пожелала все переделать на свой вкус, то ли архитектор решил внести свою лепту в историю здания. Одним словом, ничего хорошего из этого не вышло. Существует даже история, гласящая о том, что хитрый зодчий снял золотую облицовку фасада и продал ее на местном рынке. За что позже был пойман и наказан. Однако историки считают этот рассказ обычной туристической байкой.

С балконов Ка’д’Оро открывается восхитительный вид на Гранд-канал. Отсюда можно сделать очень красивые фотографии.

В 1894 году Ка’д’Оро купил барон Джорджио Франкетти, решивший во что бы то ни стало вернуть зданию первоначальный облик. Вооружившись сохранившимися старинными чертежами и многочисленными картинами, барон вместе с архитекторами начал восстановление Золотого дома. Кроме того, Франкетти был ценителем искусства и собрал огромную коллекцию картин, скульптур, керамики и старинной мебели. После его смерти все эти экспонаты перешли в собственность города. В 1927 году в Ка’д’Оро открылась галерея Франкетти, которая стала известной во всем мире.

Внешне Ка’д’Оро напоминает одновременно средневековую церковь и мечеть. Золотой дом необычен благодаря своей асимметричности. Левое крыло здания ажурное и воздушное, тогда как правое отличается монолитностью. Как и все дома в Венеции, Ка’д’Оро имеет два входа - с воды и суши.

Наверное, я все же слишком избалована великолепными дворцами Санкт-Петербурга, поэтому роскошь барокко палаццо Ка-Реццонико, его парадные залы, золоченая мебель и потолки с парящими аллегориями меня абсолютно не тронули. На фото вы их не увидите. Но все-таки кое-что мне хочется показать, а это значит, что мы с вами пройдем весьма оригинальным маршрутом по музею Венеции XVIII в... Вперед:).

Вот, например, юноша (аллегория зимы?), прекрасно иллюстрирующий русскую поговорку "без штанов, а в шляпе".
Свято следующий наказу строгой мамочки о необходимости надеть шапку...

Не Георгий ли это? Но с луком вот так на дракона... чудеса.

Неожиданно меня очень заинтересовали карикатуры Антонио Мария Дзанетти (1680 - 1757). Интересно взглянуть на точно схваченные типажи с острохарактерными (гротескными, конечно) позами и выражениями лиц. Полная противоположность модным и напыщенным парадным портретам. Мне эти картинки показались живыми, веселыми; немного ироничными, но без яда сатиры или сарказма.
Полную галерею карикатур автора можно посмотреть .

Понравились офорты Gaetano Zompini, изображающие повседневную жизнь венецианцев XVIII в. (1746-540). С помощью гугл переводчика перевожу вот эту статью. Художник изображал "роящийся мир рабочих, торговцев, мелких лавочников, поденщиков, продавцов, которые заполнили улицы города. Красочный, звучный, пахучий мир, который не оставил никаких других следов и представлял собой истинную палитру нюансов и тонов, и был настоящим, постоянным....Прежде всего, Зомпини напоминает нам, что Венеция была не только впечатляющим городом театральных и роскошных домов на Большом канале, она была не только домом для патрицианских семей, обернутых в парчу, атлас и шелковую тафту и изображенных в роскошных интерьерах. Венеция была прежде всего городом людей, которые работали, которые занимались оптовой и розничной торговлей, которые занимались своими делами, "

Угольщики.

К сожалению не смогла внятно перевести подпись к этой картине на итальянском:
"Son quel, che inchiostro fin da scriver vendo,
E insieme ghò la roba per i sorzi,
Cioè tossego per lori assae tremendo."
Может быть это продавец каракатиц (осьминогов) ? Мне он напоминает старьевщика, которым пугают ребенка ("Будешь себя плохо вести, отдам тебя вот тому страшному дяде").

Две столешницы были выполнены для архиепископа Франческо Пизани XVI в. . На них - цветы, птички, сцены из басен Крылова Эзопа и разные античные сюжеты (например, Орфей). Но я покажу только птичек - вот такой весенний коллаж:)

Джованни Антонио Каналь, известный как Каналетто , мастер городских пейзажей-ведут. "Большой канал в сторону Риальто" , около 1723 г. Всегда приятно "узнавать" места на картинах более чем двухсотлетней давности.

Впрочем приятно узнавать не только места, но и характеры, ситуации. Вот например картина Пьетро Лонги, Шарлатан, 1757. Что интересно, предлагает этот бойкий юноша? Эликсир вечной молодости? А может быть это таинственный териак состоящий из 100 ингредиентов? Вряд ли, скорее всего это обычное приворотное зелье и кое-кто из парочки, что на переднем плане кажется собирается им воспользоваться. :).
Хочется привести цитату из многим знакомой книги П.Муратова "Образы Италии":
"Но никакой другой художник не сравнится с Лонги в прелести изображения венецианской жизни. ..Лонги был не только бытописателем своего времени, он был настоящим поэтом. Он верно воспроизводил то, что видел, но видел он как раз то, в чем и были выражены самые остропрелестные черты эпохи. ..Лонги верно понял главный художественный "нерв" тогдашней венецианской жизни,- красоту маски. Маска является главным мотивом почти всех его картин. Самое представление о Лонги нераздельно с представлением о "баутте", об этой странно установившейся форме венецианского карнавала. "Bautta" значит вообще домино, но венецианская "баутта" подчинена изумительно строгому рисунку и строгому сочетанию двух цветов - черного и белого. ..Венецианская "баутта" состояла из белой атласной маски с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз и из широкого черного плаща с черной кружевной пелериной. К маске был прикреплен кусок черного шелка, совершенно закрывавший нижнюю часть лица, шею и затылок. На голову надевалась треугольная черная шляпа, отделанная серебряным галуном. При "баутте" носили белые шелковые чулки и черные туфли с пряжками.
...Все это образует группы неслыханной красоты, причудливости и мрачной пышности. Наш ум отказывается верить, что перед нами только жанровые сценки, аккуратно списанные с жизни".

Продолжу цитировать Муратова: "Во время своих прогулок по городу Лонги видит добрый венецианский народ. Он пишет прачек, продавщиц кренделей "чиамбелли", фурлану, исполненную под аккомпанемент бубна в каком-нибудь глухом закоулке. Ни в его картинах, ни в книгах того времени венецианский народ не кажется несчастным, обездоленным. Он как-то тоже участвует в празднике жизни. В этом глубокое отличие Венеции XVIII века от Парижа. Здесь нет таких острых общественных противоречий, и в воздухе, которым здесь дышит смешанная толпа, не разлит яд ненависти. Это чисто итальянская черта. Италия всегда была и до сих пор останется народной. Говоря о праздной и счастливой жизни в Венеции того времени, мы не должны о чем-то умалчивать, закрывать глаза на чьи-то социальные страдания. Если здесь был праздник, то этот праздник был действительно для всех. Залой его была сама улица, и бальным костюмом была общая для всех баутта. Что еще важнее, всякий мог им наслаждаться, потому что умел наслаждаться. В душе самых простых людей здесь жило такое чувство прекрасного, такой врожденный аристократизм вкусов и удовольствий, какого не знала Франция, несмотря на долгую и трудную придворную выучку. Ведь только этим можно объяснить такое создание итальянского народного гения, как комедия масок."
"Полента" (каша из кукурузной муки), 1740 г..

Дама под вуалью оказалась аллегорией Веры. Антонио Коррадини (1668-1752 г,). Собираемся посмотреть его работы в Неаполе в капелле Сан-Северо.

Удивила картина венецианского художника конца XVIII в. "Замерзшая лагуна". Неужели так бывало?

И вот так катались? Поразительно.

И в кубарь играли на льду? Ну прямо как у Питера Брейгеля. :)

Чима да Конельяно (1459-1517 г.). Мадонна с Младенцем и святыми.

Вид из окна палаццо божественный.

Странная картина Antonio Diziani (1737-1797)."Полет на гусях" (?). Что это? Иллюстрация какой-то назидательной истории? Или изображение "деревенского дурачка"? Я очень надеюсь что никто не совершал ничего подобного и не пострадал.

А это уже палаццо Ка-д"Оро, куда я прибежала незадолго до его закрытия, поэтому меня пустили лишь в нижнюю половину дворца зато я там ходила в гордом одиночестве Пол был создан в кон.XIX-нач.XX в. по рисункам со средневековых (в основном византийских) мозаик. При этом использовались аутентичные материалы и технологии. Спасибо за это следует сказать барону Джорджо Франкетти. Идешь, как по драгоценному ковру, боязно ступать. Великолепно.

Колодец-поццо.архитектора Джованнни а Бартоломео Боно, 1427 г. с аллегориями Правосудия, Крепости и Милосердия.

Вот такой восхитительный выход на канал

Слева барельеф XII в, справа - XI в. Это все что об этих экспонатах рассказано на музейном стенде. Остальное, как обычно придется копать самим:)))

Английский (?) алебастровый полиптих со сценами из жизни св. Екатерины, XV в. (на фликре можно увеличить)

Св. Себастьян. Андреа Мантеньа, Написан в период 1490-1506. В отличие от двух других св.Себастьянов Мантенья (в Лувре и в Вене) этот считается особенно пессимистичным. Надпись на латыни гласит: Nihil nisi divinum stabile est. Caetera fumus. Приблизительный перевод (от гугла): Ничто не может быть стабильным, если оно не от Бога. Остальное - дым. (приветствую другие варианты). Погасшая свеча в правом нижнем углу, стрелы образующие букву М - то ли смерть (Morte) то ли подпись - Mantegna. М - Мрачновато.

Карло Кривелли (1430-1495). Мадонна с Младенцем и св. Ануфрием. Про огурцы у Кривелли можно почитать (если кто позабыл) по ссылк е.

Michele da Verona. Прощание Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем (?!) на итальянском -Battista

Витторе Карпаччо. Цикл "Истории Богоматери" выполнен художником в период 1504-1508 для Скуолы выходцев из албании (была и такая в Венеции, почитать). Одна картина из этого цикла находится в Бергамо, две - в пинакотеке Брера в Милане (мы с вами их все видели только лень искать ссылку). Райский сад с прекрасными птицами на "половине" архангела и мир, достоинство, красота, тишина и книги на "половине" Богоматери. Кажется, что время остановилось: застыли птички в воздухе и щегол с павлином у порога, застыли горлицы, застыли деревья за оградой сада, лилия в руках у архангела и цветок (не могу опознать, но он конечно не случаен) у Марии.. И только стремительно летит Голубь.

Встреча Марии и Елисаветы. Карпаччо добавил в картину восточного колорита: пальмы, "минареты" на заднем плане, ковры на балконах, восточные одежды. Все это прекрасно сосуществует с пейзажами Венето и очень странной архитектурой - меня вот особенно восхищает воздушная беседка верхом на башне.

Милые девушки на заднем плане.

Как странно шагает этот благородный старец. И на что он опирается, не на могильный ли камень?

Успение.

Чима да Конельяно (1460-1517). Богоматерь со свв. Иеронимом и Екатериной.

Прекрасные виды с галереи (даже если во дворце были бы только эти виды уже имело бы смысл сюда идти).

Левик смотрит вниз с некоторым презрением.. "все тлен, все суета".