Тайско-бирманская железная дорога. Мост через реку Квай: как ценой ста тысяч жизней построили железную Дорогу смерти Дорога смерти в тайланде статьи

Таиланд - страна «Улыбок», которая ассоциируется, в основном, с белоснежными пляжами, изобилием фруктов и умиротворяющим спокойствием. Туристы, приезжающие в этот райский уголок, зачастую даже не догадываются о печальных главах сиамской истории.

Одним из ведущих туристических направлений в Таиланде является путешествие на реку Квай провинции Канчанабури. Люди с разных уголков мира едут сюда за незабываемыми впечатлениями от катания на слонах, сплавов по реке, купания в водопадах и общения с дикой природой. Но вот только англичане, австралийцы, американцы и нидерландцы едут сюда отнюдь не за развлечениями, а чтобы поклониться и отдать дань памяти тысячам погибших сограждан.

В городе Канчанабури расположено кладбище, на котором захоронено 6982 военнопленных солдат, принимавших участие в строительстве легендарной «Дороги смерти». Создание которой было начато в ходе Второй Мировой воины под Руководством Японской Империи, захватившей в 1942 году Бирму (подконтрольную Великобритании). Япония, будучи в союзе с Таиландом, приняла беспрецедентное решение о строительстве железнодорожного полотна, которое должно было соединить Бангкок (Таиланд) и Рангун (Бирма, ныне Мьянма) для снабжения своей многочисленной армии. Попытка создания подобного сооружения уже рассматривалась британским правительством, но из-за сложности рельефа (дорога должна была проходить через джунгли и пересекать большое количество рек и холмов) и технического исполнения, была отвергнута. Японцы же были вынуждены начать строительство железной дороги, так как морские пути через Андаманское море были не надежны и постоянно подвергались военным атакам противника.

Строительство железной дороги, начатое в июне 1942 года, было завершено 17 октября 1943 года. Вопреки расчетам Британского правительства о пятилетнем сроке, дорога была сдана всего через 17 месяцев, после укладки первой шпалы. Протяженность железнодорожного полотна составляла 415 км, из которых около 13 км занимали мосты. В период строительства погибло более ста тысяч каторжников и военнопленных (в числе которых: 6318 британцев, 2815 австралийцев, 2490 нидерландцев, 356 американцев). Строительство железной дороги, соединившей Таиланд и Бирму, было признано военным преступлением и вошло в историю как один из самых трагичных этапов «Бирманской компании». Апогеем строительства признано возведение моста №277 через реку Квай, описанное Пьером Булем в романе «Мост через реку Квай» и получившее широкую огласку по всему миру в 1957 году после выхода на экран одноименного фильма.

В военные годы дорога подвергалась массированным бомбардировкам и была полностью разрушена. Восстановить дорогу, по результатам войны, было приписано Японии. Окончательно реконструкция была завершена в 1958 году. В настоящее время действующими признано около 130 км легендарного пути, пять из которых, включая Мост №277 через реку Квай, служат историческим и туристическим целям. Ежегодно в конце ноября в Таиланде проходит недельный фестиваль, посвященный «Мосту через реку Квай», в рамках которого проводят всевозможные выставки и музыкальные шоу. Кульминацией, по традиции, является грандиозная реконструкция бомбардировки моста.

Добраться до «Дороги Смерти» можно несколькими путями. Самый простой добраться из Паттайи - это купить готовый тур на реку Квай, в который входит посещение Моста №277. Но, минусы такого путешествия в ограниченном времени. Так же до места назначения из Бангкока можно добраться на машине, такси (примерно 3000 бат из Бангкока) или автобусе (около 100 бат). Автобусы в Канчанабури отходят от Южного и Северного терминалов Бангкока с промежутком в 15 минут. Еще один вариант - это поезд. Купить билет (примерно 100 бат) можно на станции Тхонбури (Thonburi Train Station) в Бангкоке. Минус - вагон 3-го класса, отсутствие кондиционеров и деревянные сидения. Плюс - невероятные виды на природу Таиланда.

А мы продолжаем писать про наше 10-дневное путешествие по Таиланду. Целью попадания в Канчанабури был не только Тигриный монастырь, но и знаменитая железная дорога смерти и мост через реку Квай.

Есть и в России места, известные своей тяжелой и трагической историей, например наша 501 стройка и другие- в Таиланде же это так называемая «железная дорога смерти». Такое название она получила после того, как здесь погибло огромное количество людей. Но обо всем по порядку.

Дорога Cмерти в Таиланде (тайско-бирманская железная дорога) и мост через реку Квай

Вторая мировая война — сложный период в истории человечества, когда противостояния происходили во многих уголках планеты. В начале 20 века Бирма была во владениях Великобритании, но во время войны в 1942 году японские войска отвоевали ее у англичан. Чтобы как-то снабжать свои войска, японцы решили построить железную дорогу, соединяющую Сиамский залив и Андаманское море по земле. Оригинал карты можно скачать .

И им это удалось — чуть больше чем через год железная дорога была построена. Такие ударные темпы обеспечивались трудом тысяч каторжников и пленных, как из местного населения, так и военнопленных из Европы. Условия труда здесь, как вы понимаете, были ужасными, в результате погибли десятки тысяч человек.

Во время войны дорога смерти была разрушена, и к настоящему времени восстановлена только часть — от Бангкока до станции Нам Ток (Nam Tok).

Сюда можно легко приехать на один день самостоятельно из , если выехать с южного автовокзала или монумента Победы с утра пораньше, то к вечеру вернетесь в столицу. Но мы бы рекомендовали совместить это с национальными парками, которые здесь буквально под рукой. Эти места популярны у пакетных туристов, но их, в основном, привозят на мост через реку Квай.

Наше путешествие началось с ж/д станции Канчанабури — небольшого симпатичного здания, с такими вот колоколами на платформах. Перед прибытием поезда, выходит специальный человек в форме и звонит в него, как будто в прошлое попали. Если бы не группа школьников с телефонами и плеерами, полное погружение:-)

Колокол на станции Канчанабури

Из Бангкока пришла только половина вагонов — вторую прицепили уже в Канчанабури — вот они стоят на платформе

Поезд, в общем-то, обычный локальный и используется местными жителями по прямому назначению, но и туристов тоже катают.

Поезд прибывает на станцию Канчанабури

Тайские поезда неэлектрифицированы, как видите никаких проводов нет!

Удивительна тяга тайцев к красоте! Любое место стараются как -то украсить — на платформы вот горшки с цветами поставили, миленько:-)

После отправления поезд какое-то время медленно движется по городу в сторону моста через реку Квай, но по какому-то параллельному основной улице кварталу, утопающему в зелени.

Тайско-бирманская железная дорога

Перед мостом останавливаемся, и заходит основная масса туристов. Люди нанимают местных гидов, либо одного на группу — можно присоседиться к европейцам и послушать:-)

Медленно тянемся по мосту, на островках стоят тайцы и машут))

Мост через реку Квай был важной частью тайско-бирманской железной дороги, но его взорвали в 1944 году во время боевых действий. Впрочем, сооружение было вскоре восстановлено. Кстати, такое название мост получил благодаря художественному фильму «Мост через реку Квай», получившему аж 7 Оскаров! А речка на самом деле называлась Мэклонг.

Рядом с мостом расположен музей, где можно посмотреть на остатки реального строения, а также на другие экспонаты времен второй мировой.

Обожаю ездить на поездах — один из лучших способов исследовать территорию, посмотреть на настоящую жизнь страны, пообщаться с местными жителями. Проезжаем рисовые поля

Рисовые поля по пути в Нам Ток

Местность сильно отличается от южного Таиланда, откуда мы недавно приехали, ощущение, будто на дворе осень, растительность немного пожухлая. Воздух здесь, кстати, намного суше.

В какой-то момент поезд выныривает из леса на простор, и нашему взгляду открываются чудесные виды! Речка с резортами внизу

Вид из окна поезда на дороге смерти

Тайские девушки тоже радуются пейзажу и нам!

Дорога Смерти в Таиланде

Вид на реку Квай из окна поезда

Тут мы сошлись во мнении, что местность очень похожа на север Омской области — будто река Тара, если бы не пальмы и горы на горизонте;-)

Река Квай делает поворот

После всех этих красот и обзорных видов большинство народа вышло, а мы поехали дальше до станции Нам Ток, обозревая такие красоты — живописно!

Доехали до конечной — пора на выход! Действительно, пути дальше заросли травой.

Как добираться обратно до Канчанабури мы еще не решили, но явно не на поезде. Во-первых уже видели все, а во-вторых обратно он не скоро. Так что нашли место, где пообедать в крохотном поселке и с хорошим настроением вышли на трассу, чтобы поймать попутку.

Как это и бывает с хорошим настроением, через две минуты остановился Бой — как оказалось, наш единомышленник по путешествиям и просто хороший парень. Он плохо говорил по-английски, мы — по-тайски, поэтому 2 часа дороги пролетели незаметно!

Статья в тему: все о тайских поездах — классификация, типы мест, цены, расписание

Мост через реку Квай и Дорога Смерти — полезная информация

Мост через Квай расположен в городе , о том как добраться до него писали в прошлой статье по ссылке.

Можно поехать на поезде прямо из Бангкока, но не с главного , а со станции Тхонбури, что на другой стороне реки Чао Прайя. Ходит 3 поезда в день. Проезд от начала до конца занимает по времени 5 часов.

Но самые красивые виды расположены именно на участке от Канчанабури до станции Нам Ток, мы ехали именно так. Поезд отправляется из Канчанабури три раза в день — в 06.07, 10.35 и 16.26 , а в пути до Нам Ток проводит 2 часа. Стоимость проезда для иностранцев не зависит от расстояния и является фиксированной — 100 бат, хоть из Бангкока, хоть между двумя последними станциями. А местные вроде как покупают по обычному дешевому тарифу:-)

Полное расписание поездов по дороге смерти висит на вокзале в Канчанабури

Дорога Смерти в Таиланде — расписание

— самый известный объет Тайско-Бирманской железной дороге, она же Дорога Смерти.

Дорога Смерти в Таиланде

Дорога Смерти — железная дорога между Бангкоком (Таиланд) и Рангуном (Бирма), которая была построена Императорской Японией во времена Второй мировой войны для снабжения своих войск в «Бирманской кампании». Дорогой смерти эта железная дорога называлась потому, что на строительстве использовался каторжный труд, а условия работы и содержания были ужасными. Как следствие - большое количество погибших: 6318 британцев, 2815 австралийцев, 2490 нидерландцев, 356 американцев и несколько канадцев.

Дорога была построена в 1943 году. К окончанию войны, железная дорога была приведена в негодное состояние. Реконструкция прошла в три этапа и завершилась 1 июля 1958 года. Восстановлена и до сих пор используется только часть дороги на территории Таиланда, около 130 километров из 415-ти.

Мост через реку Квай — самый известный объет Тайско-Бирманской железной дороге, мост номер 277 через реку Кхвэяй.

Первоначально река носила название Мэкхлонг, однако после успеха вышедшего в 1957 году фильма «Мост через реку Квай» по одноимённому роману Пьера Буля, тайские власти в 1960 году переименовали участок реки выше впадения притока Кхуэной («малый приток») в Кхвэяй («большой приток»).

Первый железнодорожный мост был деревянным и был построена в феврале 1943 года. Железобетонный мост был построен в июне 1943. Авиация союзников бомбила этот мост 2 года, и лишь 2 апреля 1945 года мост через реку Мэкхлонг был разбомблен. После войны два центральных пролёта моста были восстановлены в Японии и переданы Таиланду по репарациям.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 15 декабря 2017; проверки требуют.

Тайско-Бирманская железная дорога , также известная как Дорога Смерти - железная дорога между Бангкоком (Таиланд) и Рангуном (Бирма), построенная Императорской Японией в ходе Второй мировой войны . Протяжённость дороги составила 415 километров (из них почти 13 км (8 миль) мостов). Дорога использовалась для снабжения японских войск в «Бирманской кампании» .

Возможность строительства железнодорожной линии между Таиландом и Бирмой была рассмотрена в XX веке британским правительством Бирмы, но предлагаемое направление дороги, через холмистые джунгли с большим количеством рек, было признано непосильной задачей. В 1942 году японские войска вторглись в Бирму из Таиланда и отвоевали её у Великобритании. Для снабжения своих войск в Бирме японцы использовали морской путь через Малаккский пролив и Андаманское море . Этот путь постоянно подвергался атакам подводных лодок союзников и требовал большого количества транспортных судов. Очевидной альтернативой стало строительство железной дороги. Оно началось практически одновременно с двух сторон в июне 1942 года. 17 октября 1943 года обе линии соединились. Но к тому времени обстановка на фронте начала меняться в пользу союзников, и необходимость в дороге отпала, поскольку японцы стали отступать из Юго-Восточной Азии.

Самая известная часть дороги - мост номер 277 через реку Кхвэяй . Изначально река носила название Мэкхлонг , однако успех вышедшего в 1957 году фильма «Мост через реку Квай » (по одноимённому роману Пьера Буля) побудил таиландские власти переименовать в 1960 году течение реки выше впадения притока Кхуэной («малый приток») в Кхвэяй («большой приток»).

Первый деревянный мост через эту реку был закончен в феврале 1943 года, железобетонный мост был построен в июне. Авиация союзников несколько раз пыталась разрушить этот мост, но лишь 2 апреля 1945 года мост 277 был разбомблен . После окончания войны две центральные секции были восстановлены в Японии и переданы Таиланду по репарациям .

В результате военных действий дорога была приведена в негодное состояние, и движение по ней долго отсутствовало. Реконструкция прошла в три этапа и завершилась 1 июля 1958 года . Восстановлена и до сих пор используется только часть дороги (130 км), расположенная на территории Таиланда. Большая часть линии разобрана, а рельсы использованы при строительстве других железнодорожных объектов. В основном здесь ездят туристы, а также родственники и потомки погибших пленных.

Северные участки дороги, проходящие по территории Бирмы (ныне - Мьянмы) намеренно не восстанавливались из-за опасения вооруженного нападения со стороны маоисткого Китая . Сегодня они поглощены джунглями. В 1990-е годы существовали планы по полной реконструкции железной дороги, но пока они не осуществились.

На строительстве дороги использовался каторжный труд. Условия работы и содержания были ужасными. Около 180 тысяч азиатских каторжников и 60 тысяч военнопленных антигитлеровской коалиции строили Дорогу Смерти. Во время строительства от голода, болезней и жестокого обращения умерли примерно 90 тысяч азиатских каторжников и 16 тысяч военнопленных. Среди умерших военнопленных насчитывалось: 6318 британцев , 2815 австралийцев , 2490 нидерландцев , 356 американцев и несколько расположено в городе Канчанабури , где захоронено 6982 военнопленных.

Несколько музеев рассказывают о тех, кто потерял свои жизни на строительстве железной дороги. Самый большой из них расположен в Адском проходе (en:Hellfire Pass) - месте, где умерло множество строителей. Здесь же находится австралийский мемориал.

На мосту через реку Кхвэяй установлена мемориальная табличка в память о жертвах японских преступлений.

“Дорога Смерти” (The Death Railway) – это железная дорога, протяженностью 415 км, построенная Японией во время Второй мировой войны. Целью строительства было соединение Бангкока и Рангуна (Бирма). Своё имя дорога получила из-за использования каторжного труда и работы в тяжелейших условиях, при которых смерть была неизбежным спутником.

Для строительства железной дороги использовался труд примерно 60 тысяч военнопленных, а также около 200 тысяч заключенных и подневольных рабочих, которые были вынуждены работать в нечеловеческих условиях для соблюдения сроков строительства.

Более 16000 военнопленных и около 90 000 заключенных и подневольных рабочих умерли от истощения, голода, болезней и пыток во время строительства железной дороги.

В 1942 году японцы вошли с территории Таиланда в Бирму (Мьянма), которая тогда была британской колонией. Единственным местом для армейских поставок для оккупационной армии был порт Рангун, но американские силы атаковали японские корабли снабжения и нанесли им тяжелый урон. Поэтому было решено соединить Бангкок и Рангун железной дорогой. В июне 1942 года японцы начали строительство Тайско-Бирманской железной дороги, которая в послевоенное время получила другое название – “Дорога Смерти”.

Японским планом было соединить Ban Pong провинции Ратбури (Ratchaburi) Таиланда с городом Thanbyuzayat в Бирме. Работы начались одновременно с двух сторон линии в конце июня 1942 и, в октябре 1943 года, строительные бригады встретились в районе “Трёх пагод” (ныне там находится пограничный переход).

Для строительства на работу были привезены более 60000 военнопленных (большинством из которых были австралийцы, голландцы и британцы) и более 200000 заключенных и подневольных рабочих из соседних стран. Большая часть работы была сделана вручную, и условия были бесчеловечными – голод, болезни, истощение, пытки, в результате чего во время строительства погибло более 100000 человек.

В Канчанабури (Kanchanaburi) находятся различные мемориальные комплексы, посвященные происшедшему здесь во время Второй мировой войны – кладбища, музеи, мост на реке Квай , отрезок Hellfire Pass – о них я расскажу в других статьях моего сайта.

Мост через реку Квай. Меня довольно часто спрашивают, является ли он частью Дороги Смерти, ответ на этот вопрос положительный, мост – это только один из отрезков этой знаменитой железной дороги. В общих чертах всё, что связано с Мостом Квай, является одним большим салатом, хорошо нарезанным и хаотично приправленным. Это немного истории, щепотка литературного воображения, чайная ложечка туристической страсти к новым, неизведанным местам, всё это находится на блюде тайской творческой предприимчивости. Поэтому, был мост, даже река присутствует, но чуточку не тот мост и не совсем та река. Все исторические
факты и все истории, некоторые из них, безусловно, развлекательные – в статье “Мост через реку Квай”.

Железнодорожная линия сегодня . После войны состояние дороги было очень плохое и
непригодное для использования. В 50-х годах были восстановлены участки трассы – сначала от города Канчанабури до Nong Pladuk (провинция Ратбури), а потом и до города Wang Po. Позже было восстановлено полотно до городка Nam Tok, недалеко от водопадов Сай Йок (Sai Yok Noi).

Я считаю, что поездка на поезде в Канчанабури является одним из самых зрелищных и уникальных достопримечательностей района. Поэтому, не пропустите!

Поездка на поезде из Канчанабури на север проходит через великолепные природные уголки и по берегу реки, поэтому просто садитесь в поезд и расслабьтесь – Вы увидите пейзажи, от которых просто захватывает дух.

Поездка между железнодорожным вокзалом города Канчанабури и конечной станции в городе Nam Tok составляет около двух часов (в одну сторону), так что дорога займёт по меньшей мере около 4-х часов.