Ватиканский дворец. Ватикан: Бельведерский дворец и Сикстинская капелла

Апостольский дворец – официальная резиденция папы Римского в Ватикане. Но чаще всего можно услышать другие варианты названия: Папский дворец или Ватиканский дворец. Апостольский дворец – это не просто папские апартаменты, а целый исторический и музейный комплекс, который с уверенностью можно назвать одним из грандиозных архитектурных сооружений, представляющих неоспоримую художественную и историческую ценность.

  • Архитектурный стиль: архитектура Возрождения;
  • Архитектор: Донато Браманте;
  • Дата основания: 30 апреля 1589.

Комплекс

В комплекс Ватиканский дворец входят такие здания как Папские апартаменты, правительственные учреждения Римско – католической церкви, Библиотека Ватикана, Ватиканский музей и несколько часовен. Во дворце более тысячу помещений, среди них Зал консисторий, Климентинский зал, Большой и Малый тронные залы, кабинет Папы и кабинет для частных аудиенций, которые расположились на третьем этаже. А на четвертом этаже находятся помещения папского секретариата.

Немного из истории

А именно немного, потому что достоверно так и неизвестно когда было начато строительство Ватиканского дворца. Одни эту дату приписывают к временам Константина Великого, начало IV века, другие относят первую постройку к временам папы Симмаха, VI век. Достоверно известно только одно, что во время приезда Карла Великого для коронования, папской резиденцией служил дворец на Ватиканском холме. Это было конец VIII начало IX веков. Но позже дворец был запущен. И только 1377 году Ватикан становится постоянной резиденцией папы, и этот период начинается со строительства ряда грандиозных построек.

Ватиканский дворец представляет собой целую композицию архитектурных собраний дворцов, залов, галерей и капелл, которые относятся к разному времени постройки, а по стилю принадлежат к различным эпохам. Ватиканский дворец – это сокровищница архитектуры, живописи и скульптуры, главная достопримечательность Ватикана. Во дворце можно насчитать более 20 дворов, 12 тысяч различных комнат, а так же более 200 лестниц.


Если посмотреть на дворец сверху, то его внешний вид напоминает форму неправильного четырехугольника, который протянулся в косом направлении с юга на север от храма Святого Петра. На восточной и западной части расположены галереи, которые соединяют Ватиканский и Бельведерский дворцы, а между ними – поперечные галереи, которые поделили все пространство на три двора. Самая старейшая часть дворца – южная, главный вход в которую находится правее колоннады Святого Петра, недалеко от конной статуи Константина Великого. Главная лестница ведет в Царскую залу, через которую вы попадете в знаменитую Сикстинскую капеллу.

Сервисы для туристов, которые позволят сэкономить или получить больше за те же деньги:

  • Страховка : путешествие начинается с выбора выгодной страховой компании, позволяет выбрать лучший вариант под ваши требования;
  • Перелет : самые выгодные билеты ищет Aviasales , также можете находить акции и распродажи авиакомпаний в Aviadiscounter ;
  • Проживание : сначала выбираем отель через (у них самая большая база), а затем смотрим, с какого сайта его дешевле забронировать через RoomGuru ;
  • Перемещения : в можно заказать недорогой трансфер в аэропорт и обратно, также можете арендовать авто на (Economybookings). В некоторых странах машина в аренду может обходится дешевле, чем общественный транспорт (н-р, в Португалии);
  • Развлечения : экскурсии от местных русскоязычных гидов по всему мира заказывайте на , а билеты во многие музеи и другие достопримечательности можно также резервировать онлайн на сайтах

Ватиканские дворцы – самый величественный памятник архитектуры в мире. В него входят: , музеи, часовни, католические правительственные учреждения. Ватиканские дворцы – это не единое строение, а комплекс зданий и сооружений, представляющих собой фигуру неправильного четырехугольника.

Историки по сей день не пришли к однозначному выводу о дате начала строительства Апостольского дворца. Так, некоторые историки считают временной точкой отсчета дни правления Константина Великого, другие проводят параллель с апостольской резиденцией времен Симмаха (6 век н.э.). Установлено, что некоторое время Апостольский дворец пустовал, но после Авиньонского пленения пап вновь стал «домом» пап.

В XV веке Римский папа Николай V предложил построить новый дворец. Архитекторы и строители взялись за реконструкцию северного крыла, не разрушая старых стен. В это здание позже вошли и апартаменты Борджиа.

Под капеллу переделали 2 этажа военной башни, позднее получившей название «Никколина», т.к. некоторое время капелла была личной молельней Николая V. Украшали капеллу доминиканский монах, художник Фра Беато Анжелико с учеником Б.Гоцоцоли. Три стены капеллы повествуют об историях из жизней святых Лоренцо и Стефана, четвертая стена позднее стала алтарем.

Ближе к концу 15 века папа Александр VI Борджиа пригласил художника Пинтуриккио расписать свои покои, занимавшие шесть залов. Залы соответствуют сюжетам росписей - Зал таинств веры, Зал сивилл, Зал наук и искусств, Зал жития святых, Зал мистерий и Зал римских пап. При папе Юлие II посредством строительства галерей были соединены Ватиканский и Бельведерский дворцы, над росписью которых работали великий Микеланджело Буонаротти и гениальный Рафаэль Санти, архитектором проекта был Донато Браманте.

В Бельведерском дворце расположился , хранящий множество экспонатов древнегреческого и римского искусства. В музей ведут два вестибюля: круглый с панорамным видом на Рим и четырехугольный, в котором красуется торс Геркулеса. У круглого вестибюля находится Зала Мелеагра, представленная статуей этого охотника. Отсюда можно попасть во внутренний двор. Во дворе Бельведерского дворца папа Юлий II установил группу скульптур «Лаокоон» и статую Аполлона, а очень скоро к ним добавились и другие археологические находки, образовав Ватиканские музеи.

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла – пожалуй, самая известная капелла в мире – жемчужина Ватикана. Архитектура здания не вызовет особого интереса, но внутреннее убранство поразит красотой фресок гениальных художников эпохи ренессанса. Капелла названа в честь папы Римского Сикста IV, под покровительством которого велись работы по реконструкции и декорированию здания в период с 1477 по 1482 год. По сей день здесь проходит конклав (собрание кардиналов для выбора нового папы).

Сикстинская капелла состоит из трех этажей, накрытых цилиндрическим сводом. На две части капеллу разделяет стена из мрамора с барельефами, над которой работали Джованни Долмато, Мино да Фьезоле и Андреа Бреньо.

Боковые стены поделены на три яруса: нижний ярус украшают драпировки с гербом папы Римского, выполненные золотом и серебром; над средним ярусом работали художники: Боттичелли, Козимо Россели, Гирландайо, Перуджино, познакомившие нас со сценами из жизней Христа и Моисея. Но все же самыми великими произведениями искусства считаются росписи потолка и стен, выполненные живописцем Микеланджело. На фресках потолка изображены 9 сцен Ветхого Завета - от сотворения мира до грехопадения. На стене над алтарем капеллы изображена сцена Страшного суда, которую во время важных церемоний украшают гобелены, выполненные по эскизам Рафаэля.

Ватиканская апостольская библиотека

Ватиканская библиотека славится богатым собранием рукописей разных эпох. Библиотека была основана папой Николаем V в XV веке. Коллекция библиотеки постоянно пополняется, сейчас в её фонд входят около 150 тыс. манускриптов, 1,6 млн. печатных книг, 8,3 тыс. инкунабул, более 100 тыс. гравюр и географических карт, 300 тыс. монет и медалей.

Как добраться?

Ватикан — карликовое государство-анклав (самое маленькое официально признанное государство в мире) внутри территории Рима, ассоциированное с Италией. Статус Ватикана в международном праве — вспомогательная суверенная территория Святого Престола, резиденции высшего духовного руководства римско-католической церкви.
Несмотря на то, что наша группа была заранее записана на этот день, пришлось постоять немного в очереди в ворота.

Прошли металлоискатели и контроль и оказались внутри.

Сфера внутри сферы (Sfera con sfera) - современная бронзовая скульптура итальянского скульптора Арнальдо Помодоро:

Мы вошли в Музей Пио-Клементино — один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан по поручению папы Климента XIV (1769—1774 года) и Пия VI (1775—1799 года) с целью хранения известных греческих и римских произведений искусства.

Мы оказались во внутреннем дворике дворца:

При папе Юлии II квадратный внутренний дворик назывался итал. Cortile delle Statue: в нём среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи. В 1775 году М. Симонетти, осуществлявший реконструкцию дворца по заказу папы Пия VI, перестроил его в октагональный (итал. Cortile Ottagono). В 1803 году в четырёх углах дворика были устроены отделённые аркадами четыре ниши:

1. Ниша Лаокоона. Мраморная группа «Лаокоон и сыновья»: (начало I века н. э., 184 см.) возможно находилась во дворце императора Тита на Палатине. 14 января 1506 г. фрагменты группы были найдены в Риме на территории Золотого дома Нерона и отреставрированы Микеланджело, который заменил отсутствующую правую руку. Плиний Старший пишет в «Naturalis historia», что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. До сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового оригинала (II век до н. э.) из Пергама.

2. Ниша Аполлона. Аполлон Бельведерский: одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130—140 годов н. э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара.
Тут что-то ремонтировали и рядом с Аполлоном притулился совсем не Аполлон:

3. Ниша Кановы и 4. Ниша Гермеса, их я не успела сфотографировать.
Зато сфотографировала стоящую в одной из ниш дворика статую Венеры Счастливой (Venus Felix). Скульптура сделана в 170 г. Она имеет портретное сходство с Фаустиной Младшей, дочерью императора Антонина Пия и Фаустины Старшей, женой императора Марка Аврелия:

Зал муз создан в 1782 году М. Симонетти. Его украшают шестнадцать колонн из каррарского мрамора. В Зале муз (итал. Sala delle Muse) находятся мраморные статуи Аполлона и девяти муз (копии с греческих бронзовых оригиналов, III век до н. э.), найденные при раскопках римской виллы при Тиволи в 1775 году, а также гермы римской работы с изображениями греческих философов. В центре зала находится Бельведерский торс (I в. до н. э.). Возможно это изображение Геракла, сидящего на звериной шкуре. На постаменте написано: «работы Аполлония, сына Нестора из Афин».
Кстати, экскурсовод сказала, что Микеланджело так впечатлился этим торсом, что именно с него написал Иисуса на алтарной стене Сикстинской капеллы. Там действительно сразу бросается в глаза, что Иисус как-то очень сильно накачан и стоит в странной позе.

Потолок расписан фресками кисти Томмазо Конка, изображающими Аполлона и Муз в компании величайших поэтов древности — Гомера, Эсхила, Пиндара, Виргилия, Тассо и Ариосто, которые продолжают сюжетную линию классических скульптур, расставленных вдоль стен Зала:

Зал Ротонда (итал. Sala Rotonda) построен Микеланджело Симонетти в 1780—1782 гг. в соответствии с идеалами классицизма XVIII в. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона:

В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев, среди них:
Статуя Антиноя, любимца императора Адриана в облике бога Диониса-Осириса:

Статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II век, найдена близ театра Помпея) — единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности:

Беломраморная статуя императора Клавдия в облике Юпитера, увенчанного венком из дубовых листьев:

Галерея статуй (итал. Galleria delle Statue) изначально являлась летним павильоном дворца папы Иннокентия VIII, украшенного в XV веке фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо, во второй половине XVIII века переделана в галерею статуй. Здесь находятся римские статуи, а также копии греческих оригиналов классического периода (V—IV веков):

Потолки тоже просто потрясающие:

Зал колесницы, созданный в годы понтификата папы Пия VI (1775-1799), получил своё название от хранящейся в нём мраморной римской колесницы I в. до н.э., реставрированной в 1788 году скульптором Францони (колёса и одна из двух лошадей):

В центре кабинета Апоксиомена стоит превосходная римская копия статуи атлета «Апоксиомена» с оригинала работы Лисиппа (IV в. до н.э.):

Галерея гобеленов создана по первоначальным рисункам известного мастера кисти Санти Рафаэля. Всю серию гобеленов создавали в лучшей мастерской того времени — мастерской Питера Ян Алеста в Брюсселе (с 1517 по 1521 гг.):

Галерея географических карт возникла в 1578—1580 годах, для чего западное крыло Бельведера было увеличено на один этаж под руководством архитектора Папского дворца (с 1577 года) Оттавиано Маскерино (итал. Ottaviano Mascherino). Галерея представляет собой коридор длиной 120 м и шириной 6 м. Она расписана 40 географическими картами с изображением бывших владений Католической церкви и важнейших регионов Италии в эпоху папы Григория XIII.

На некоторых картах показаны виды отдельных городов, островов и владений церкви. Здесь также представлены карта Авиньона (Франция), в прошлом резиденция пап, а также карты Сицилии, Сардинии и Корсики, которые в то время контролировались Испанией, сцены осады Мальты, сражения при Лепанто и крупномасштабные карты морских республик Генуи и Венеции.

Зал разделён на 17 частей, карты расположены с севера на юг; потолок украшен изображениями из жизни апостолов, Иоанна Крестителя, Св. Бенедикта, Св. Бернара, Петра Дамиани, пап Сильвестра I, Целестина V, а также 24 сценами из Ветхого Завета и пейзажами, аллегориями и арабесками.

Затем нас отвели в Сикстинскую капеллу. Сикстинская капелла (лат. Sacellum Sixtinum; итал. Cappella Sistina) — бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название.
В Сикстинской капелле нельзя не только фотографировать, но даже разговаривать. Но выложу тут фото из Сети, а то со временем забуду, что там была:

Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508—1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения. Сложнейшую задачу, поставленную перед ним папой Юлием II — Микеланджело, называвшему себя скульптором, а не живописцем, не приходилось ещё осуществлять столь масштабную работу в технике фрески, — мастер выполнил в рекордные сроки.

«Страшный суд» (итал. Giudizio universale, букв. «Последний суд» или «Последний приговор») — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы. Художник работал над фреской четыре года — с 1537 по 1541. Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу двадцать пять лет спустя после того, как завершил роспись её потолка. Масштабная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы, и открывшим новый период разочарования в философии антропоцентрического гуманизма.

Красота фресок конечно просто нереальная, там бы побыть подольше, рассматривая каждую стену. Но это невозможно, толпа огромная, даже страшно было потерять свою группу. Постояв разинув рот минут пятнадцать, мы вышли, и здесь уже можно было фотографировать:

Вышли на улицу и пошли в Собор Святого Петра, его покажу следующим постом.

В комплекс зданий Апостольского дворца входят Папские Апартаменты, правительственные учреждения Римско-католической церкви, несколько часовен, Ватиканские музеи и Библиотека Ватикана. Во дворце более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело (восстановленные в 1980-1990 гг.) и Станцы Рафаэля.

Апостольский дворец построен при Папе Сиксте V. На 3 этаже располагаются залы для аудиенций: среди них Климентинский зал, Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата.

Другие папская резиденция находится в , а в городке Кастель Гандольфо располагается загородная летняя резиденция.

До переноса столицы Италии в Рим в 1871 г. официальной резиденцией папы являлся . После окончательной ликвидации Папской области в 1870 г., Квиринальский дворец был конфисковал и стал официальной резиденцией короля. После ликвидации в Италии монархии в 1946 г. этот дворец стал резиденцией президента .

См. также

  • Апартаменты Борджиа
  • Капелла Никколина
  • Станцы Рафаэля
  • Галерея географических карт
  • Галерея канделябров
  • Зал Кьяроскури
  • Галерея Арацци
  • Капелла Урбана VIII
  • Зал Дам
  • Зал Богородицы
  • Зал Урбана VIII
  • Папские апартаменты
  • Дом Святой Марты

Сразу несколько великолепных памятников архитектуры и искусства легли в основу грандиозного комплекса в Риме под названием Ватиканские дворцы. Папские апартаменты, католические правительственные учреждения, музеи, библиотека Ватикана и несколько часовен образовали самый величественный монумент в мире.

Ватиканские дворцы. Страницы истории

Временную точку отсчёта, с которой начиналось строительство будущей резиденции глав католической церкви, установить не удалось. Одна версия приписывает начало строительства Константину Великому, другая – связывает Ватиканские дворцы с резиденцией апостолов времён Симмаха (VI век). Конечно, сегодня от того древнего строения не осталось и следа: многочисленные перестройки и усовершенствования сделали своё дело. Изначально здание выступало в роли временного места проживания римских пап (постоянным — была ) в периоды визитов в Собор Св. Петра. Небольшой дворец постепенно расширялся и приобретал всё большее значение для истории. Так, императоры Оттон I и Карл Великий в IХ-Х веках короновались на правление державой именно в Ватиканском соборе. В эпоху Льва IV папский дворец окружили крепостной стеной, что подарило комплексу название «город Льва». Правда, последующие столетия оказали разрушительное влияние на здание, и папам Челестино III и Евгению III пришлось осуществить значительную реставрацию сооружения.

Проект по превращению здания в постоянную резиденцию глав церкви инициировал в XIII веке папа Иннокентий III. Прежде всего, постоянное место проживания святейших мужей должно было быть хорошо укрепленным. В связи с этим проект базировался на уже существующих оборонительных сооружениях: крепостных стенах города Льва и Замком Сант-Анджело, связанным с дворцом, так называемым, Коридором Борго времён папы Николая III. Но, прежде чем дворец в Риме станет официальной папской резиденцией, пройдёт ещё целое столетие.

Окончание изгнания пап во Францию ознаменовалось возвращением в 1377 году в Рим Григория XI. С тех пор именно Ватикан стал местом его постоянного проживания. Следующие два столетия прошли в постоянных перестройках и реконструкциях папского жилища. При Николае V в 1450 году резиденция была расширена: сохранив все уже имеющиеся постройки, возвели грандиозный дворец, а в его квадрат был вписан двор Попугая. Новый Ватиканский дворец мог похвастаться огромным количеством залов, оформлением интерьера которых занимались Пьеро делла Франческа и Андреа дель Кастаньо, и Капеллой Николая V, украшенной фресками с сюжетами из жизни святых Лаврентия и Стефана Беато Анджелико. Залы первого этажа с выходом во двор стали библиотекой Ватикана, которая была основана в 1451 году. Правда, уже 20 лет спустя новый папа Сикст IV поручил повторное декорирование Гирландайо и Мелоццо да Форли, найдя залам Ватиканской библиотеки иное применение.
А в 1473 году Джованни де Дольче получил от папы Сикста IV задание построить капеллу, впоследствии названную , достойную папских богослужений. Представители и умбрийской художественных школ, среди которых были Сандро Боттичелли, Перуджино и Пинтуриккио, в 1481 – 1483 годах занимались внутренним декором капеллы, выполнив в ней сразу два цикла о жизни Иисуса и Моисея.




Завершал дело Николая V уже Александр VI Борджа, по приказу которого были обустроены Апартаменты Борджа в XV веке. Они состояли из шести залов, три из которых «приютил» Апостольский дворец, а три — относятся к Башне Борджа, декорирование которой было поручено Пинтуриккио с учениками. Все новые залы были названы в соответствии с украшавшими их фресками:

  • Пророки и сивиллы Зала Сивилл отображают предсказание прихода спасителя;
  • Фигуры пророков и апостолов украшают Зал Символа Веры, посвящённый христианству;
  • Залу Свободных Искусств «подарил» фрески с изображением Квамривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и Тривия (риторика, грамматика, диалектика) Антонио да Витербо;
  • В Зале Святых разместились фрески Пинтуриккио на сюжеты из жизни христианских мучеников и святых;
  • Залы Чудес Веры и Понтификов декорированы фресками и стуком Перин дель Вага, Джованни да Удине.

По приказу Иноккентия VIII рядом с Ватиканом был возведён ещё и Бельведерский дворец. Но самые крупномасштабные преобразования ждали Ватиканский комплекс во времена папы и мецената Юлия II, поручившего Браманте осуществить объединение дворцов Иннокентия VIII и Николая V. Результатом проведённых работ стал появившийся Двор Бельведера. Перспективу двора (вместо выполненной ранее Браманте эскедры с двумя лестницами) перекрывает ниша, созданная Пирро Лигорио в 1560 году. Лоджии во Дворе Сан Дамазо, украшенные фресками работы Рафаэля, тоже спроектировал Юлий II. Благодаря проведённым перестройкам, фасад Апостольского дворца стал выходить на площадь Св. Петра. И именно при Юлии II Микеланджело украсил свод Сикстинской капеллы своими фресками в 1509 – 1512гг., а Рафаэль в 1508 – 1524гг. занимался росписью Станц (парадных залов).

Главенство папы Сикста V пришлось на эпоху барокко, тогда Доминико Фонтана и создал современную резиденцию, а Бельведер «перерезали» Поперечным двором. Начало строительства Лестницы Реджа и Залов Паолины, спроектированных Бернини, началось в XVII веке в период главенства папы Урбане VIII. В следующем столетии проводились работы по созданию музеев: появились Музеи церковного и светского искусства, Музей Кьярамонти и Музей Пио-Клементино. Уже в XX веке при Пие XII были проведены археологические исследования под Собором Святого Петра, а при Иоанне XXIII началось строительство новых музейных залов для коллекции Латеранского дворца.

Описание комплекса Ватиканские дворцы

Учитывая длительный период создания, комплекс не может быть целостным памятником архитектуры и искусства. Это совокупность дворцов, капелл, залов, галерей и дворов, относящихся к разным историческим эпохам и архитектурным стилям, сохраняющим настоящие сокровища скульптуры, мозаичного искусства и живописи. Сам дворец сегодня насчитывает около 200 лестниц, 20 дворов и 12000 разных комнат.

Неправильный четырёхугольник Ватиканского дворца тянется в косом направлении с юга на север от колонн Св. Петра. Две галереи, объединяющие Старый Ватикан с Бельведером, образуют западный и восточный продольные фасады. Поперечные галереи (Браччио Нуово и Библиотечная галерея) разбивают пространство на 3 двора. Ближайший к Ватикану двор именуется Бельведерским, а сад Giardino della Pigna разбит в третьем дальнем дворе. Кстати, это не единственный сад комплекса. На склоне холма неподалёку от виллы Пия IV, построенной Пирро Лигорио, разбит сад Girardino Pontifico.

Древняя часть Апостольского дворца

Неподалёку от конной статуи Константина находится главный вход в Апостольский дворец. Главная лестница с ионической колоннадой приводит в Царский Зал, служащий своеобразным вестибюлем для Паулинской и Сикстинской капелл. Поистине царским украшением самой Залы являются фрески Сальвиатти, Вазари, братьев Цуккеро, Саммакини и Сиккиоланте. А вот фрески Микеланджело «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» Паулинской капеллы достаточно сильно пострадали от копоти свечей, ведь Пасхальные богослужения и сегодня проводятся здесь.

Второй этаж известен своими залами и лоджиями, расписанными Рафаэлем. Зала Константина переходит в Зал светотеней, из какого можно попасть в галерею лож с одной стороны, а в капеллу San Lorenzo — с другой стороны. Правда, главной дорогой в галерею лож остаётся великолепная лестница из 118 ступенек, ведущая из Двора Сан Домазо.

Старейшая часть комплекса включает в себя и некоторые музеи Ватикана. Так, ещё в XIX веке позади Лож Рафаэля в пяти залах третьего этажа расположилась Ватиканская картинная галерея, а в 1908 году одно крыло Бельведерского дворца обогатилось Ватиканской пинакотекой.

Зал для аудиенций и личные апартаменты Папы располагаются со стороны Собора св. Петра вокруг Двора Сан Домазо.

Ватиканские дворцы. Галереи

Имеют Ватиканские дворцы и собственные галереи. Галереи Браччо Нуово и Браманте – это известнейшие галереи Ватикана, отданные под Музей Кьярамонти. С каждой своей стороны галерея Браманте делится на 30 частей, обставленных барельефами, бюстами и статуями Цезаря, Цицирона, Тиберия и др. Галерея Браччо Нуово хранит бюсты и статуи Траяна, Августа, Тита, Адриана, Марка Антония и иных личностей. Всего одна решётка отделяет Музей Кьярамонти на юге от музея Надписей, основанного Пием VII и хранящего более 3000 экспонатов.

Западная часть галереи Браманте по-настоящему изобилует музеями, среди которых выделяются: Кабинет папирусов, Музей священных предметов, Музей светских предметов и Нумизматический кабинет. На втором же этаже (галерея Арацци) собранны драгоценные ковры, изображающие апостолов по картинам Рафаэля.

Ватиканские дворцы. Бельведерский дворец

В Музей Пия-Клемента, расположенный в Бельведерском дворце, ведут сразу два вестибюля. Из круглого открывается великолепная панорама на Вечный город, а четырёхугольный – знаменит, благодаря торсу Геркулеса. Зала Милеагра со статуей охотника из мифов находится у круглого вестибюля. Отсюда же можно попасть в восьмиугольный внутренний двор, окружённый портиком с 16 колоннами из гранита. Под самим портиком нашли себе место античные барельефы, купели, саркофаги и алтари. А в нишах уже многие десятилетия красуются Аполлон Бельведерский, Персей Кановы, Лаокоон с сыновьями и Меркурий.

Из двора можно попасть в галерею Статуй со Спящей Ариадной и Купидоном Праксителем, затем – через залу Зверей – в залу Муз в форме восьмиугольника, поддерживаемого 16 мраморными колоннами. Далее следует Круглая зала с куполом, который удерживается на 10 колоннах из мрамора, и античной мозаикой из Отриколи. Здесь же можно полюбоваться бассейном из красного порфира, поражающим не только красотой, а и своей величиной. На юг от залы находится зала Греческого Креста с саркофагами святых Констанции и Елены из порфира красного цвета.

Отсюда же можно выйти на главную музейную лестницу, созданную Симонетте, а с неё – в Египетский, а потом и Этрусский музеи, основанные Пием VII и Григорием XVI соответственно. Лестница музея, в свою очередь, выводит в Giardino della Pigna, названный из-за бронзового фонтана в виде шишки, расположенного в нише торцевой стороны здания.

Грандиозный комплекс Ватиканские дворцы сегодня считается самым значимым для человечества архитектурным ансамблем во всём мире, а величие сокровищ, здесь собранных, может надолго повергнуть любого ценителя прекрасного в «священный» трепет.