Известные дворянские усадьбы. Старые усадьбы и новые помещики

В России находится около 7000 старинных усадеб, которые требуют реставрации. Сумма восстановления одной исчисляется в нескольких миллионах долларов. Каждая постройка нуждается в меценатах, чтобы сохранить свой вид для других поколений. И именно в меценатах, а не инвесторах, поскольку деньги, потраченные на реставрацию, не всегда удается вернуть.

Чтобы спасти старинные усадьбы России , в Минкультуры разработали программу «Зеленый коридор», по которой заброшенные усадебные дома будут распродавать на аукционах. Оформление документов будет ускорено, но стать полноценным владельцем постройки возможно будет только после полной ее реставрации – такое обязательное условие программы. Именно полноценной реставрации, а не современного ремонта.

Небольшой перечень старинных построек, которые требуют реставрации:

Замок Шаакен (п. Некрасово, Калининградская область)

Редкое сооружение 13 века на территории России, которое неплохо сохранилось до наших дней. Требуется реконструкция части здания и восстановление уцелевших стен. Замок построен тевтонским орденом из кирпича и камня, но местами можно увидеть и современную кирпичную кладку. Заброшенным его назвать сложно, поскольку арендаторы сделали все для того, чтобы замок не пустовал и привлекал меценатов. У самих предпринимателей, которые арендуют постройку, денег таких нет, но они решили проблему в иной способ – организовали здесь экскурсии, сделали музей инквизиции в подвале, тематическое кафе рядом, а также разнообразные развлечения на территории: катание на лошадях, стрельба из лука, исторические костюмированные реконструкции – все, что связано с эпохой Средневековья и рыцарями.

Усадьба графа Строганова (д. Волышево, Псковская область)

Строгановы были богатейшим дворянским родом в России. Поэтому отделку и инженерные новшества для своей усадьбы они могли сделать не хуже, чем в Зимнем дворце. По словам современников это была дворянская усадьба небывалой красоты. Спроектировал эту роскошь Михаил Макаров. Именно за эту работу еще в молодые годы он получает звание академика. Изначально сооружение было деревянным, но после под наблюдением уже другого архитектора – Карла Шмидта, он был увековечен в камне. Основным стилем для усадьбы был выбран ранний классицизм, но проект был настолько эклектичным, что нельзя не упомянуть другие стилевые решения – барокко, византийский, древнерусский.

В здании была дорогая отделка и наполнение – паркет из редких пород древесины, мраморная лестница итальянской работы, лепнина и уникальные предметы искусства, которые украшали комнаты. Предметы интерьера давно были вывезены, но куда – неизвестно. Были сделаны уникальные водопроводные и отопительные системы. На территории также были сооружены небольшой храм и конный завод, а также обустроен парк с редкими деревьями. Конный завод до сих пор используется по назначению: он в неплохом состоянии. После массового сруба достояния парка в советские годы и последствий урагана осталось всего 20 % того парка, который когда-то был создан Строгановым. Среди уцелевших деревьев – карликовые дубы, псевдотсуга мензиса, гигантская туя и ивы.

Усадьба Ляхова (д. Ляхово, Московская область)


Еще 30 лет назад усадьба дворянского рода Васильчиковых в Ляхово была в отличном состоянии и смогла быть увековечена в фильме «Формула Любви», но сегодня она превращается в развалины из-за человеческого фактора. Этот дом с мезонином, как в рассказе Чехова, является ярким примером усадеб 19 века: небольшая по габаритам, построена в стиле классицизм, со стандартной планировкой того времени. Здание сделано из кирпича и оштукатурено. Штукатурка уже почти вся слезла. Внутренняя отделка из дерева и керамики почти вся разобрана. Возле дома еще сохранился уютный липовый парк с каскадной системой прудов. Как и другие заброшенные усадьбы , усадебный дом Ляхова был выставлен на аукцион. Стоимость реставрации оценивается в 300 млн. рублей. Срок выполнения – до 7 лет.

Подобная архитектура просто необходима для нашей истории, туризма и кинематографа.

Усадьба Кусково с высоты птичьего полёта

Графы Шереметевы были очень богаты и одними из первых среди российской знати смогли позволить себе собственную загородную резиденцию. Главные усадебные постройки появились здесь в XVIII веке. Тогда Кусково находилось за пределами Москвы. В наши дни старинная усадьба входит в городскую черту и расположена на территории района Вешняки.

Сохранившийся дворцово-парковый комплекс включает здание Большого дома (или Дворца), изящные Голландский и Итальянский домики и два павильона. Их строили по проектам одних из лучших архитекторов того времени - Карла Бланка и Юрия Кологривова. В создании дворцовых построек принимал участие и крепостной художник Шереметевых – знаменитый Иван Аргунов.

Многие знакомы c Кусково заочно, ведь эту московскую усадьбу не раз снимали в кино. В живописном парке отснято много эпизодов для популярных кинолент «Виват, гардемарины!», «Ширли-Мырли» и «Здравствуйте, я ваша тетя!». Гости усадьбы могут посетить прекрасно сохранившиеся интерьеры графского дома, погулять по парку и увидеть большую коллекцию русского и зарубежного фарфора и керамики.

До усадьбы от станций московского метрополитена «Рязанский проспект», «Выхино» и «Новогиреево» ходят троллейбусы, автобусы и маршрутные такси.

Измайлово – царская пасека и зверинец

Мостовая башня и Собор Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе Измайлово с высоты птичьего полёта

Первые постройки в усадьбе появились в XIV веке, а с 1670-х годов здесь начали возводить царскую резиденцию. В те времена Измайлово находилось далеко за пределами Москвы. Места здесь вокруг были малолюдными, в окрестных лесах водилось много дичи, и царь Алексей Михайлович с удовольствием использовал Измайлово для охоты.

Кроме того, российский царь отличался большой хозяйственностью и любовью к новшествам. По его указу в усадьбу свозили семена и саженцы плодовых деревьев и кустарников. Царь организовал в Измайлово высокопродуктивное и прибыльное натуральное хозяйство с пасекой, льняным и стеклодувным производством, конюшнями, птичниками, винодельнями, маслобойками и водяными мельницами. Для потехи здесь даже держали большой зверинец, куда привозили диковинных для россиян зверей из Африки и Азии .

В наши дни царская усадьба отстроена заново. Постройки измайловского кремля объединили в себе лучшие традиции русского деревянного и каменного зодчества допетровской эпохи. Сегодня – это место возрождения старинных ремесел и художественного вернисажа.

До усадьбы нетрудно дойти пешком от станций метро «Измайлово» или «Партизанская».

Люблино – дом в форме ордена «Святой Анны»

Главный дом усадьбы Люблино

Небольшая по размерам, но очень живописная усадьба Люблино прославилась, благодаря своему владельцу – московскому богачу Николаю Алексеевичу Дурасову. За заслуги перед государством его наградили орденом Святой Анны, и это дало Дурасову право на так называемое личное дворянство. В честь такого знаменательного события хозяин усадьбы заказал у модного архитектора Ивана Еготова необычный дом. Он напоминал ротонду и в плане был очень похож на изображение ордена Святой Анны.

Дурасовская усадьба славилась в Москве, как место для увеселений. Хозяин регулярно собирал гостей на пышные балы. Он держал собственных музыкантов и театр. В усадьбе выращивали диковинные фрукты, а в Люблинском пруду плавала стерлядь. Сегодня в старинной усадьбе открыта музейная экспозиция, рассказывающая о Дурасове и истории этих мест, а красивый парк давно стал излюбленным местом прогулок у жителей окрестных домов.

До усадьбы можно за 10 минут дойти пешком вдоль Люблинского пруда от станции метро «Волжская». Другой вариант – за такое же время прийти в усадьбу пешком от железнодорожной станции «Люблино».

Коломенское – царские дубы и яблоневый сад

Общий вид усадьбы Коломенское

Существует несколько причин, чтобы посетить Коломенское. Это место, где сохранились дубы, под которыми рос царь Петр I, и где проходили его первые уроки грамоты. Размеры 600-700-летних гигантов поражают. Есть в усадьбе и липовые аллеи, заложенные в 1825 году, и большой старый яблоневый сад.

Коломенское всегда имело статус царской вотчины. Самые старые деревянные постройки, конечно, давно разрушены. Однако, в усадьбе можно увидеть немало интересных архитектурных памятников. С 1532 года здесь стоит стройная шатровая Вознесенская церковь. Она построена на высоком берегу реки Москвы и много веков использовалась как храм и как дозорный пункт. Неподалеку от церкви возвышается необычная Водовзводная башня и храм Святого Георгия. Из деревянных построек наиболее примечательны привезенный сюда из устья Северной Двины дом Петра I, здание медоварни, а также башни Николо-Карельской обители, Сумского и Братского острога.

От станций метро «Каширская» или «Коломенская» до усадьбы можно дойти за 5-7 минут.

Кузьминки – владения Голицыных

Конный двор в усадьбе Кузминки

Старинная усадьба Кузьминки разделена надвое долиной небольшой реки и каскадом искусственных прудов. Просторный зеленый парк – приятное место для прогулок. В любое время года здесь бывают родители с маленькими детьми, любители бега и поклонники лыжных прогулок, а также те, кому нравится кормить белок и уток, живущих по берегам прудов.

Над усадебными постройками трудились лучшие архитекторы - Доминико Жилярди, Иван Еготов, Андрей Воронихин и Иван Жеребцов. Из старых построек, возведенных во времена Голицыных, сохранился главный дом, комплекс конного двора, Музыкальный павильон, гроты и красивейший храм Влахернской Божией Матери.

Сегодня в усадьбе работают три музея. Один из них посвящен истории русских усадеб, другой рассказывает о жизни и творчестве писателя Константина Паустовского, а в третьем можно познакомиться с традициями производства меда.

До усадьбы нетрудно дойти пешком от станций московского метрополитена «Волжская» или «Кузьминки». К усадебному храму от станции «Рязанский проспект» ходит автобус № 29.

Царицыно – шедевр опального архитектора

Большой дворец в усадьбе Царицыно

В южной части столицы, рядом с большими прудами на речке Городне стоит усадебный комплекс с интересной историей. Здешние земли императрица Екатерина II планировала превратить в одну из своих резиденций. В 1770-е годы известный русский зодчий Василий Баженов приступил к возведению дворцово-паркового комплекса, отвечающего всем запросам государыни. Работы продлились 10 лет, и когда все было почти готово, сюда приехала императрица.

Несмотря на то, что чертежи и проекты она утвердила заранее, стройка Екатерине II пришлась не по душе. В декоре зданий Баженова она увидела много масонских символов и была оскорблена. Достраивать усадьбу поручили Матвею Казакову. Однако, со смертью государыни основные работы прекратились.

Восстановили Царицыно совсем недавно. В наши дни оно стало большим музейным комплексом, а также ухоженной парковой зоной, куда любят приходить и жители города, и туристы. Здесь также проводится много концертов.

Добраться до усадьбы нетрудно пешком от железнодорожной станции «Царицыно» или от одноименной станции метро.

Останкино – дворянское гнездо и театр

Общий вид усадьбы Останкино с Останкинской телебашни

Одна из красивейших усадеб столицы – Останкино возводилась на протяжении четырех веков, а владел ею, как и Кусково, графский род Шереметевых. Построенное в XVIII веке здание дворца-театра является выдающимся образцом классицизма и одним из немногих увеселительных дворцов, сохранившихся на территории России. Внутри него есть сцена, зрительный зал и гримерные для актеров. Музыкально-театральные традиции старинной усадьбы каждый год продолжает фестиваль «Шереметевские сезоны».

Кроме дворца, на территории усадьбы сохранился прекрасный парк и живописный храм Живоначальный Троицы, построенный в последней трети XVIII века. Фасады церкви декорированы красивыми изразцами, фигурной кладкой из красного кирпича и изящной белокаменной резьбой.

Чтобы добраться до усадьбы, нужно вначале доехать до станции метро «ВДНХ». Оттуда к усадьбе ходят трамваи и троллейбусы. Другой вариант - приехать к усадьбе на троллейбусах или автобусах, идущих от станции «Алексеевская».

Воронцово – живописный парк и каскады прудов

Въездные ворота в усадьбу Воронцово

На юго-западе города находится старинная усадьба, принадлежавшая в свое время боярину Федору Воронцу. Москвичи часто именуют ее Воронцовским парком. Своего расцвета усадебный комплекс достиг в XVIII-XIX веках при генерал-фельдмаршале Николае Репнине.

История усадьбы сохранила любопытный факт. В начале XIX века здесь начали строить огромный воздушный шар, который мог бы поднять в небо до 50 человек. На нем планировали вести военные действия против войск Наполеона. Однако, этот амбициозный план не был до конца реализован.

Сегодня усадьба предстает во всей красе. Она отлично отреставрирована и окружена зеленой парковой зоной с живописным каскадами прудов.

К усадьбе можно приехать на автобусах от станций метрополитена «Проспект Вернадского» или «Новые Черемушки». Кроме того, сюда около четверти часа хода от станции метро «Калужская».

В Москве по сей день существуют шесть десятков старинных усадеб.

Первые, что вспоминаются, - Кусково (1) , Останкино, Коломенское (2) ... Но в той ли иной степени сохранности (память об иных - лишь храмы, парки и пруды) в нашем городе по сей день существуют шесть десятков старинных усадеб - и ближе к цент-ру, как Лефортово или усадьба Трубецких в Хамовниках, и более отдалённые, те, что дали название районам многоэтажных новостроек и станциям метро: Ясенево, Фили, Черкизово (ул. Б. Черкизовская, д. 125), Свиблово, Зюзино (ул. Перекопская, д. 7 и 9), Черёмушки и т. д.

Архитектурно-художественному ансамблю «Кусково» реставраторы смогли вернуть былую роскошь - загляните в гостиную Большого дворца, построенного в 1769-1775 гг. под руководством архитектора Карла Бланка. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

И за каждым названием - древняя история не только Москвы, но и всей России, знатные фамилии, сюжеты, судьбы, драмы! Этот рассказ - о трёх из них.

Пушкинский долг

Сельцо, а затем и усадьба Ховрино (ул. Клинская, д. 2) (3) на севере Москвы получила это название ещё в XV в. от первого владельца - сурожанина (грека) из Крыма Сафарина по прозвищу Ховра, что в одном из вариантов перевода значит «неряха, свинья».

Симонов монастырь некогда был одним из самых богатых мужских монастырей Первопрестольной. Его основали в 1370 г. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Грек был богат, владел в Крыму Балаклавой и был допущен служить при московском великом князе. Потомки Ховры, сын и внук Ховрины , выстроили церкви в москов-ских монастырях - Симоновом (4) , Воздвиженском, а ещё у Спасских и Боровицких ворот. Правнук Иван, ставший боярином и крест-ником великого князя Ивана III , имел прозвище Голова, и фамилия Ховриных поменялась на Головиных .

История Ховрина - лабиринты сюжетов и судеб. Одним из владельцев усадьбы был князь Оболенский , его внук Евгений участвовал в восстании декабристов, за что оказался в Сибири. А его отец, Пётр, продал усадьбу Наталье Столыпиной , младшей сестре бабушки М. Лермонтова . Одним из героев «ховринского сюжета» числился и Пушкин , которому совладелец Ховрина гвардии полковник Лука Жемчужников (страстный и удачливый карточ-ный игрок) одолжил «денег государственными ассигнациями 12 500 руб. за проценты на 2 года». Пушкин, сам игрок, не имел никаких средств вернуть долг ховринскому помещику ни через 2, ни через 5 лет. И лишь внезапная гибель поэта и государева опека проблему векселя разрешили.

Лука Ильич богател на карточ-ной удаче. Перестроил в Ховрине старый дом и флигели, храм и сад с мостами, гротами, оранжереей, выстроил Знаменскую церковь после смерти 24-летнего единственного сына. А дальше постройки с парком купил подрядчик и купец Панов, затем купец и фабрикант М. С. Грачёв (отсюда и второе название Ховрина - Грачёвка). Именно по заказу последнего знаменитый архитектор Лев Кекушев строит в 1890-х главный усадебный дом, похожий на казино в Монте-Карло.

Свибловский романс

Усадьба Свиблово (Лазоревый пр., д. 13 и 15) (5) - одна из древнейших и наилучшим образом сохранившаяся (в обличье уже XIX в.). Она упоминается в грамоте при московском князе Василии I в 1423 г. как село на берегу Яузы - Фёдоровское, по имени владельца боярина Фёдора Свиблова из «ближнего круга» Дмитрия Донского . Свиблов руководил невиданно скорым строительством Московского белокаменного Кремля, отсюда пошло и первое название одной из его башен - Свибловская, с 1633 г. - Водовзводная.

Усадьба Свиблово считается одной из древнейших в Москве и одной из наиболее хорошо сохранившихся. Правда, уже в обличье ХIХ в. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

В Смутное время за участие в защите Москвы Свиблово пожаловали Льву Плещееву уже как наследственное владение - вотчину. Позже оно перешло к родственнику Плещеевых Кириллу Нарышкину , соратнику Петра I и родственнику царя по линии матери. В петровские годы он деятельно перестраивает плещеевские палаты, возводит в 1708 г. храм св. Троицы, колокольню. И всё в стиле, названном «нарышкинское барокко».

В XIX в. усадьбу Свиблово приобретает известный купец и богач Кожевников, при котором она и прославилась по всей Москве. Там устраивались пышные публичные гулянья, строились суконная фабрика, заводы - гвоздильный и патронный, пекарня, две торговые лавки, трактир. Дух праздной и уютной, живописной барской усадьбы, атмосфера райского уголка и барского родового гнезда уходят. Теперь здесь делают деньги, трудится и гуляет рабочий люд!

Усадьба Свиблово. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

В Свиблове выступал гений-трагик - артист Павел Мочалов , известные певицы и танцовщицы. Но наибольшее впечатление производила знаменитая цыганка-певица Стеша, Степанида Сидоровна Солдатова . «У неё, как у соловья, в горлышке звучат и переливаются тысячи колокольчиков», - писал о ней современник.

Её дочь Ольгу, певицу из «Соколовского хора у Яра», выкупил влюбившийся в неё Павел Нащокин , друг Пушкина, да вскоре оставил с двумя детьми, причём крёстным отцом его дочери был сам поэт. Такой вот «жестокий романс».

Подарок изменнице

Север Москвы, у самой МКАД, - Братцево (6) . Его главная ценность - старинное поместье (Светлогорский пр., д. 13). Это одна из самых неизвестных усадеб Москвы. История ведётся от Смутного времени, когда в 1608 г. между речками Всходней и Химкой разбил свой лагерь Лжедмитрий , Тушинский вор. Переходя из рук в руки, Братцево было пожаловано в 1695 г. всё тому же Кириллу Алексеевичу Нарышкину . Кирилл Алексеевич был царедворцем энергичным, но имение запустил. Сын его Семён продал Братцево сёстрам. Одна из них, Софья, вышла замуж за барона Строганова, и в итоге усадьба досталась их сыну Александру Строганову , будущему президенту Академии художеств.

В Братцеве снят не один российский фильм - уж больно кинемато-графично это место. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Облик Братцева определил знаменитый архитектор Казанского собора в С.-Петербурге А. Воронихин (по легенде, внебрачный сын Строганова). Новый хозяин обожал искусство и металлургию. Ему благоволила сама государыня Елизавета Петровна и нашла ему невесту - свою родственницу Анну Воронцову . Анна прожила недолго, и вдовец быстро утешился, женившись на Екатерине Трубецкой. Молодые жили за границей, появился сын. А вот когда вернулись... Красавица-супруга без памяти влюбилась в молодого генерал-адъютанта, фаворита императрицы Екатерины , красавца И. Н. Римского-Корсакова .

Роман их скоро был открыт в свете. Любовница бросила семью и бежала к «другу сердца» в Москву. Но Строганов делает благородный жест - не затевает повторного скандала с разводом, а отдаёт неверной супруге дом в Китай-городе и Братцево. И в 1815-м (после её кончины) Римский-Корсаков унаследовал Братцево, где и был похоронен сам.

Сегодня в Братцеве - усадебный двухэтажный дом на холме, уникальная беседка-ротонда, парк, храм Покрова 1672 г., вновь действующий с 1992 г. Здесь снимали кинофильмы «О бедном гусаре замолвите слово», «Барышня-крестьянка», «Бедная Настя» и телесериал «Глухарь».


Мир дворянской усадьбы

// М.Короткова. Путешествие в историю русского быта. – М., 2006

В усадьбе помещика

История русской сельской усадьбы дворянина начинается со второй половины XVIII в. Еще во времена Петра I дворянские усадьбы в провинции, как правило, пустовали, ибо их обитатели были людьми служилыми. В свое имение они приезжали только на короткий срок. Насовсем поселиться в усадьбе дворянин мог лишь в преклонном возрасте, уйдя в отставку.

Но в послепетровское время, как только дворянам сократили срок обязательной службы, усадьбы стали оживать. А в 1762 г. дворян освободили от обязательной военной службы, и они поспешили в родные места. Очевидцы писали, что после появления манифеста все дороги из Москвы и Петербурга были заполнены каретами, экипажами, повозками, на которых дворяне со всем имуществом переезжали из столиц в имения. В имениях они начали заниматься хозяйством, перестраивать старые господские дома, обустраиваться для постоянной жизни в деревне.

Во второй половине XVIII в. возникло множество новых усадеб. Они были различными. Одни усадьбы – это роскошные поместья с грандиозными дворцами, выстроенными по проектам знаменитых архитекторов, с красивыми парками. Нередко при их строительстве помещики брали за образец загородные царские дворцы под Петербургом. Эти усадьбы принадлежали богачам и предназначались для празднеств, увеселений, приемов. Таковы усадьбы Кусково, Останкино, Архангельское. Многие из них сегодня музеи.

Другие усадьбы – скромные, приспособленные для удобного и спокойного житья помещиков среднего достатка. Забота об уюте пересиливала в них стремление к внешнему великолепию. В этих усадьбах помещики жили подолгу. Очень неохотно меняли они размеренную жизнь в деревне на столичную суету.

В отличие от городской застройки XVIII в. дворянские усадьбы не строились по какому-нибудь определенному плану. Помещик имел полную свободу выбора, все зависело от его достатка, вкуса, пристрастий и фантазии.

Многие из переехавших в провинцию дворян были знакомы с архитектурой, строили по-новому усадебный дом, разбивали парки, копали пруды, выписывали из-за границы дорогую мебель и предметы роскоши. Голые стены и потолки уже не устраивали тех дворян, которые познакомились с жизнью в столицах и за границей. Они приказывали обивать стены материей из расписных тканей. Так появилось и само слово «обои» (от слова «обивать»).

Усадьба для дворянина была его родным домом, он обретал в ней покой и уединение. Место для усадьбы выбиралось особенно живописное, на берегу пруда или реки. В центре усадьбы располагался господский дом, обычно невысокий, в два-три этажа, а то и одноэтажный.

Совершим небольшое путешествие в дворянскую усадьбу. С шоссе или проселочной дороги мы въезжаем в аллею, ведущую к воротам парадного двора, в глубине которого виднеется помещичий дом. Такую аллею называли въездной, потому что именно по ней можно было подъехать к дому. Въезд в усадьбу оформлен в виде арки, украшенной скульптурными изображениями зверей – львов, оленей, лошадей.

Размеры парадного двора могут удивить современного человека. В XVIII в. на такой двор съезжалось огромное количество карет, запряженных четырьмя и шестью лошадьми, а в XIX в. – экипажи дворян. Парадный двор украшали цветники и фонтаны.

Слева и справа от усадебного дома симметрично возводили флигели – одноэтажные постройки. Они находились либо на одной линии с домом, либо немного впереди него, как бы замыкая с боков парадный двор. Флигели часто соединялись с домом галереями и переходами. Это было удобно, потому что во флигеле находились комнаты для гостей, жилые помещения для прислуги.

Главный дом в усадьбе был заметен издали и похож на дворец. Вход в дом отмечался портиком – крытой передней частью здания с колоннадой. А на фронтоне – верхней части главного входа – обычно помещали герб или вензель – замысловато переплетенные инициалы владельца усадьбы. Крышу венчал бельведер – специальная надстройка над зданием, с которой открывался живописный вид на окрестности. Его либо стеклили, либо оставляли открытым, с колоннами. Крыша усадебного дома всегда имела форму купола. Это придавало дому еще большую торжественность и величие. Снаружи дом украшали не только колоннами, но и скульптурами.

Около господского дома размещались хозяйственные постройки, кладовые, конюшни, псарни, людские – комнаты для слуг, бани. В каждой усадьбе непременно была своя церковь. В богатых усадьбах имелись также театры и специальные постройки для увеселений.

Наиболее красивая часть дома с лучшими комнатами и открытыми верандами выходила окнами в парк. На устройство парка помещик порой тратил больше денег, чем на сам дом. Густые аллеи, расходящиеся во все стороны, дорожки, беседки, гроты, пруды, а в богатых усадьбах – фонтаны и мраморные статуи придавали парку столько прелести, что владельцы усадьбы и их гости подчас проводили там целый день.

В парке можно было подолгу общаться, прогуливаться, созерцать природу, что было признаком хорошего вкуса. Ежедневные прогулки прочно вошли в дворянский быт.

Парки не всегда строили одинаково. И это зависело не только от вкусов помещика, но и от моды. В первой половине XVIII в. были модны парки регулярные, которые имели четкий план и разбивались по законам симметрии по одну или по обе стороны от дома дворянина. Перед домом находился партер – открытая часть парка с цветниками, ухоженными газонами.

Партер делили на несколько частей, дорожки посыпали красивой цветной галькой или песком, украшали скульптурами или обманками – так называли фанерные фигуры людей, издалека казавшиеся настоящими.

Специальные слуги занимались парком, обихаживали его, подстригали особым образом верхушки кустов, деревьев и траву, обкладывали дерном газоны. На газонах создавали целые композиции в виде птиц, животных и геометрических фигур. В центр газона ставили вазы и фонтаны.

В аллеях парка на определенном расстоянии друг от друга стояли беседки (тогда говорили, что парк без беседки – что человек без души). Белые скамьи и мраморные статуи красиво выделялись на фоне зелени. Скамьи делали из дерева или из прутьев. На них было приятно отдыхать или предаваться мечтам.

Во второй половине XVIII в. в моду вошел уже пейзажный парк. Конечно, и старый регулярный парк, окружавший дом, сохранялся. А вот вдалеке от усадьбы, где оставались уголки естественной природы, не тронутой человеком, постепенно создавали пейзажный парк. Такой парк располагался на неровной местности, холмах, с большим количеством деревьев – дубов, кленов, берез, лип, елей. Сажать деревья в память о значительных событиях вошло у дворян в обычай.

На смену дорогим фонтанам пришел интерес к естественным водоемам, на речках и прудах ставили красивые купальни, на островках строили чайные домики для приятного времяпрепровождения. В свободное время дворяне катались на лодках. Украшением усадьбы были мосты, перекинутые через ручьи, водоемы и овраги.
Новым увлечением дворян стали руины и гроты, маленькие архитектурные сооружения, статуи предков, летние домики. Это все придавало парку живописность.

Особой заботой хозяев пользовались оранжереи – теплые застекленные сооружения. В оранжереях выращивали редкие растения, например пальмы, а затем высаживали их в парк. В усадебных библиотеках дворяне бережно хранили каталоги, альбомы и гербарии растений. С конца XVIII в. в русских усадьбах стали увлекаться агрономией. Агрономы были французами.

В усадьбах помещики держали скот и птицу, разводили собак, лошадей. В прудах плавали лебеди, у некоторых хозяев были даже вольеры с дикими зверями.

В XIX в. помещики постепенно стали более практичными. Они начали строить в усадьбах винокуренные, кирпичные, мыловаренные, суконные, стекольные, бумажные и другие предприятия. Доход с этих заводов шел в карман дворянину, на его развлечения. Князь Юсупов, например, открыл в усадьбе Архангельское прядильные и суконные фабрики.

В усадебном доме

Давайте заглянем внутрь помещичьего дома. Входящий в дом сразу попадал в вестибюль – просторный светлый зал, служивший прихожей. Из вестибюля на второй этаж вела красивая мраморная лестница.

За вестибюлем находился парадный зал – непременная часть помещичьего дома. Ведь помещик обязательно должен был устраивать обеды, балы, приемы. Зал выходил окнами в парк, в нем было много света и воздуха. Просторным он казался еще и потому, что его стены украшали зеркала – это зрительно увеличивало размеры зала.

Глаз радовали лепные потолки и расписные стены – золото на белом фоне. А полы были подлинными произведениями искусства! По рисункам художников их выкладывали паркетными плитками различных пород дерева, составляя разнообразные орнаменты. Чем богаче был паркетный пол, тем наряднее выглядел зал. Какие же еще комнаты существовали в дворянском доме? По левую и правую стороны от вестибюля находились, как правило, гостиные. Обычно в них принимали гостей (отсюда и само слово «гостиная»). Верх стен в гостиной украшали красивым карнизом, потолок – лепным орнаментом, живописью.

Парадные гостиные дворянских домов были уставлены диванами, креслами и другой мягкой мебелью. Ее обивка по цвету должна была соответствовать обивочной ткани, которой отделывали стены гостиной (бумажные обои получили распространение лишь в конце XVIII в.), И часто гостиная так и называлась – розовая, зеленая и т. д.

Чтобы гостям было удобно, в гостиных устраивали специальные «уголки», отделенные от основного помещения высокими растениями в кадках или жардиньерками – специальными полочками для цветов. В гостиных также непременно ставили ломберные столы для игры в карты, покрытые зеленым сукном. На небольших изящных столиках раскладывали альбомы для стихов, на стенах развешивали портреты предков, картины.

Были в дворянском доме и диванная – комната для отдыха и домашних занятий, кабинет и библиотека – строгие комнаты, отделанные лакированным деревом, со шкафами для книг, бюро, секретерами, бильярдная – специальная комната для игры в бильярд, будуар – дамская комната для отдыха и приема друзей. Непременно имелись парадная столовая и буфетная – комната рядом со столовой для хранения дорогой серебряной и фарфоровой посуды, скатертей. В буфетную доставляли готовые блюда из кухни. Саму же кухню размещали подальше от дома, чтобы не раздражать хозяина и его гостей неприятными запахами.

Комнаты в доме были проходными. Они располагались в ряд, одна за другой, составляя анфиладу. Двери во всех комнатах были открыты, и создавалось впечатление их бесконечности.

Парадный интерьер был продуман так, чтобы в его пространстве разворачивалось действо: обеды и балы, приемы и беседы, чтение книг и музицирование, наслаждение произведениями искусства и игра в карты. Трудно было в таких открытых комнатах, да еще при большом стечении гостей, найти уединение и покой.

Побыть в одиночестве хозяева могли только в низких и тесных комнатах второго этажа. Жилые помещения и спальни второго этажа небольшими окнами выходили в парк или на боковые фасады. Часто эти комнаты называли антресолями.

В спальнях стояли кровати, широкие, с легкими, почти прозрачными пологами и балдахинами, которые защищали спящих от мух и других насекомых.

Помещения первого этажа по традиции были прохладными, но тем не менее в них все равнo стояли печи. Печи по-прежнему облицовывали изразцами или каменной плиткой. «Изразить» (т. е. вырезать узор) поручалось специальным художникам. В первой четверти XVIII в. изразцы стали покрывать муравой – прозрачной зеленой глазурью. В зависимости от того, сколько времени изразец держали в печи, получался тот или иной цвет. С середины XVIII в. печные изразцы делали уже любых цветов.

В XVIII в. стало модным строить камины, которые иногда соседствовали в комнате с печью. Однако дворяне все же больше любили печь: она дольше хранила тепло в доме и требовала гораздо меньше дров.

Свет в огромных залах и гостиных давали люстры, канделябры, жирандоли. Жирандоль – это подсвечник, на котором по кругу располагались свечи. Ставили жирандоли на стол, на камин. А вот канделябры прикрепляли на стены. В скромных дворянских домах или в помещениях для слуг использовали каганцы – глиняные плошки с жиром и фитилем. Но это скорее исключение. Как правило, в доме дворянина горело огромное количество свечей. Золоченая бронза светильников в сочетании с хрусталем и цветным стеклом при зажженных свечах создавала незабываемое впечатление.

Повседневная жизнь в дворянской усадьбе текла неспешно. Основу этой жизни составляли простые естественные радости – еда, питье, прогулки, развлечения.

Дворянин просыпался очень рано, на заре. Прежде чем вылезти из-под пуховиков, он звонил в колокольчик. Тут же в спальню входил лакей с подносом. В зависимости от пристрастий барина ему подавали рюмку водки, чашку чая или кофе со сливками. Приносили раскуренную трубку. В красном углу перед иконами в красивых окладах зажигали лампады, и барин, надев широкий бархатный или стеганый атласный халат, начинал день с молитвы.

После молитвы помещик обыкновенно принимал в кабинете с докладами и рапортами дворецкого, ключника, деревенского старосту. Они заходили по одному по команде горничной, докладывали, какие работы предстоят в имении в ближайшее время, отчитывались о доходах и расходах, внимательно записывали распоряжения помещика. Барин обычно задавал всем один и тот же вопрос: «Ну что? Все ли здорово, ребята, и благополучно у нас?» В ответ дворецкий докладывал о состоянии дел в усадьбе, ключник рапортовал о запасах в кладовых, а староста описывал обстановку в деревнях.

Положение старост зависело от того, каким был барин. Большинство дворян не занимались хозяйством, поэтому обвести их вокруг пальца, обворовать, прибрать к рукам все, что плохо лежит, и даже разорить не составляло большого труда. Но были и другие помещики: они зорко следили за выполнением работ, лично объезжали поля и угодья, проверяли конюшни и кладовые, не терпели вранья от дворецких и ключников.

Выслушав донесения, помещик отпускал дворецкого и ключника, и ему приносили чай. Напившись чаю, барин отправлялся в церковь. А после обедни ему подавали завтрак. Завтракал дворянин с семьей или гостями, которые у него проживали. Частыми гостями могли быть родственники, соседи, местный батюшка – священник усадебной церкви.

За завтраком обычно ставили на стол самовар и пили чай, гораздо реже – кофе. Байховый чай предпочитали цветочному. Разливала обычно его хозяйка дома. Если это был завтрак в обычный день, то подавали бутерброды с ветчиной (слово «бутерброд» появилось в России только в XVIII в.). На столе были также яйца всмятку, горячий картофель. К чаю подавали варенье, сливки, печенье, кренделя. А если на завтрак приглашали гостей, то лакеи несли холодные закуски, кулебяку, жаркое, водку. Вообще в XVIII в. завтрак еще по старинной привычке часто называли перехваткой. За ним следовали полдник, обед, ужин и паужин. Позже стали есть 2 – 3 раза в день.

День в усадьбе делился строго на две половины: до и после обеда. Обед нередко длился три часа: с трех до шести. Лакеи в напудренных париках и белых перчатках несли вереницей несметное количество блюд. Подавали их к столу в определенном порядке, нередко подолгу дожидаясь, пока будет приказано заменить одно содержимое тарелки на другое. А господам спешить было некуда: они вели длинные застольные беседы. Иногда сами повара в белых фартуках и колпаках приносили каждый свое кушанье. После обеда подавали десерт, или заедки, пили кофе, шоколад.

В будни сервиз на столе был оловянный и только в праздники – фарфоровый или серебряный. Ели помещики обильно и жирно. Вести себя за столом и культурно есть дворян учили с детства.

В послеобеденное время по старинной русской привычке наступало «сонное царство». Господа спали в доме, дворовые – прямо на улице. Те, кто не хотел спать, тихо читали или шли в парк.

Если не было праздника и бала, то вечера в помещичьем доме проходили достаточно скучно. Ужина, как правило, не было. Просто пили чай. Барин сидел с домашними или гостями, играл в карты, бильярд, слушал сплетни и вел светские беседы. Женщины занимались плетением кружев и вышиванием на пяльцах. В XIX в. вечера проводили более интересно и шумно, с этого времени даже в будни вечером в усадьбе можно было слышать музыку.

Помещик не мыслил деревенской жизни без атмосферы дружеского общения: с друзьями, с семьей, с родственниками. Во время приемов гостей и хозяев связывал воедино именно закон Дружбы. Совсем необязательно в гостиной собирались единомышленники и льстецы. В учтивой и непринужденной беседе нередко сталкивались противоположные мнения, вкусы и мировоззрения.

Ложились спать в усадебном доме в обычные дни очень рано, только праздники были исключением. Приготовления ко сну начинали приказом закрывать ставни. Ставни закрывали со стуком и запирали их железными болтами. В 8 – 9 часов вечера слуги или сам хозяин обходили усадьбу, проверяли запоры и спускали собак. Спала прислуга в людской на полу и лавках очень чутко: вдруг что барину понадобится! А сам-то барин, помолившись, давно уже погрузился в сон. Тишину в доме нарушали лишь мыши, лай собак на улице да стук сторожей в деревянную доску.

Так проходили дни в дворянских усадьбах.

Деревенские удовольствия

Помещики жили в усадьбах на широкую ногу. Отправляясь в деревню, они брали с собой обыкновенно 200 человек. Даже небогатый помещик имел в своей свите несколько экипажей и десятки сопровождающих. Это стоило больших денег.

Переезд дворян из города в деревню весной был целым событием в жизни помещичьей семьи. Подготовка к нему шла месяц, а то и больше. Экономка разбирала сундуки, пересчитывала хозяйское столовое и постельное белье, укладывала багаж. Дворецкий занимался погрузкой мебели. Перед отъездом хозяева молились, а затем прощались с друзьями, родственниками, дворовыми людьми, которые оставались в городе.
Отправлялись в путь очень рано, но еще раньше выезжала со двора вереница экипажей. Поезд помещика состоял из дорожной кареты, коляски, двух кибиток и фуры с добром. Фура была нагружена не только вещами, но и книгами из хозяйской библиотеки. За библиотекой следовала кухня на трех повозках, повара, доктор и цирюльник.

В одном из экипажей ехали актеры, музыканты, живописец, чтец, секретарь. В других располагались камердинеры, горничные, лакей. Отдельно следовал экипаж с гардеробом барина и барыни. Обязательно нужно было нанять охрану из казаков или солдат, которые в случае нападения могли защитить путешественников.

В полдень господа останавливались. У повара к этому времени должен был быть готов обед. Если погода была хорошей, располагались прямо на траве, а если нет, то останавливались на постоялом дворе. Затем снова отправлялись в путь.

Сколько было радости, когда наконец на горизонте сквозь деревья показывалась милая, родная усадьба! Встречать барина выходили жители всех соседних деревушек и обитатели усадьбы, подносили хлеб-соль, дворецкий проводил всех в дом.

Когда бываешь на экскурсиях в старинных дворянских усадьбах, то удивляешься обилию красивых деталей интерьера: полок с книгами, часов, гравюр, конторок, музыкальных инструментов. Это говорит о том, что хозяева усадьбы были знакомы с западноевропейской культурой, увлекались искусствами – музыкой, живописью, театром.

Дворянские дома были буквально заставлены музыкальными инструментами. Здесь можно было увидеть фортепьяно, клавесин и даже орган. В доме постоянно звучала музыка. Хозяева часто устраивали домашние концерты. Даже когда никто не музицировал, мелодичный звон доносился из механизма часов, которые ставили на пол, камин или вешали на стены. Что же говорить о балах и приемах: тут уже играл целый оркестр.

«Диковиной» дворянской усадьбы была картинная галерея и театр. Под них отводили целый ряд комнат в доме.

Даже в маленькой усадьбе существовал свой хор песенников, небольшой оркестр, показы, вали по праздникам спектакли. Праздники в усадьбе, как правило, проходили на открытом воздухе. В парке ставили качели и карусели. Но главным местом развлечения был «зеленый» театр, т. е. театр под открытым небом. В очень богатых усадьбах по праздникам устраивали фейерверки.

Принимая гостей, помещик нередко вел их на скотный двор, псарню или конюшню, в птичник или каретный сарай. Это было не случайно. Похвастаться перед соседями было одной из главных забот дворянина. Богатые усадьбы служили образцом для подражания для всей губернии.

У каждого помещика были свои причуды. Вот один пример. Некий вельможа всегда проводил гостей в красивый домик на краю парка. В одной из комнат жили скотник и скотница, а в основных помещениях – две огромные свиньи, величиной с корову. Эти свиньи имели имена и были гордостью хозяина.

Старинной русской забавой была охота. Она с древнейших времен считалась благородным занятием. Даже русские цари увлекались ею. Сначала охотились на зайцев. Затем вызывали охотников бить медведей. Издавна существовала соколиная охота. Были специальные люди – ловчие и сокольничьи, которые помогали знати провести охоту.

Петр I не любил и порицал охоту как напрасную потерю времени, отвлекавшую дворян от государственных занятий. А вот Петр II был страстным поклонником псовой охоты. После его смерти охота оставалась одним из любимейших развлечений дворян.

Охоту любили все. Хозяева усадьбы и их гости, дамы и кавалеры, взрослые и дети – все выезжали на охоту – в экипажах и верхом. С собой брали десятка два конных охотников и более ста собак. Каждый охотник точно знал, что, когда и как он должен делать. Стаи борзых под улюлюканье присутствующих загоняли волков и лисиц, травили зайцев. Часто, когда охотники очень увлекались, приходилось ночевать в лесу. Неумеренная страсть к охоте разоряла помещиков. Случаи, когда меняли на борзых целые деревни с крестьянами, были нередки.

Другим увлечением дворян была верховая езда. Умение ездить верхом на лошади было необходимостью для дворянина. Дороги были очень плохими, и осенью добраться до города по распутице можно было только верхом. Также это умение было необходимо на охоте.

Старинным русским развлечением являлась баня. Мытье в бане было целым искусством. Баня находилась на достаточном расстоянии от жилых помещений, чтобы не случилось пожара. Но в то же время ее ставили не слишком далеко, чтобы не простудиться после нее. Как правило, баню строили около реки. Рубили баню из хвойных пород дерева – ели, сосны. На дощатый потолок клали бересту, мох, дерн. Кровлю делали двускатной. Пол настилали с уклоном, чтобы вода стекала и в бане не заводилась сырость, а тепло было сухим и горячим.

Баня состояла из двух помещений – предбанника и парилки. В предбаннике стояли деревянные скамьи для одевания и отдыха, на стенах висели березовые веники, лежали дрова. Здесь оставляли одежду. При входе в парилку находилась печь, называемая каменкой. Она была сложена из камней-валунов средней величины без трещин. В нижней части каменки разжигали дрова, а в верхней стоял котел с кипящей водой. На горячие камни лили воду или квас, и баня заполнялась целебным паром.

От печи по стене, ближе к потолку (здесь собирался сухой жар), шел полок – высокий помост, на котором парились. На полок взбирались по широким ступеням. Вдоль стен были лавки, на которых мылись и на которые ставили банную утварь – корыта, ковши, ушаты и шайки. Поодаль стоял чан с холодной водой, в бураках из бересты держали квас.

Бани топили «по-черному»: дым и угар от горящих в каменке дров распространялся по всему помещению. Выходить он мог только через оконца в стене, а во время топки приоткрывали еще и дверь. Топили баню ольховыми или березовыми дровами, отдавая предпочтение последним, поскольку они выделяли деготь, который являлся дезинфицирующим средством для стен и потолка.

Парились березовыми вениками. Тогда говорили: «В бане веник – дороже денег». Веники заготавливали в конце мая – начале июня, пока лист березы не становился жестким. В бане веник предварительно заливали кипятком. Закончив париться, этой водой окачивались: она была целебной. Веником парились только один раз, затем его применяли в хозяйстве для уборки. Считалось, что в год для одного человека требовалось 70 веников.

Парить тело нужно было вдоль спины от лопаток до ног, но не поперек. Попарившись, выбегали из бани и с разбегу прыгали в холодную речку. Затем вновь бежали париться. Париться в бане считалось полезным. Дворяне помнили старинную поговорку: «Баня парит, баня правит» – и в городе не хотели расставаться с банными удовольствиями.

В XIX в. для дворян в городах стали открывать богатые бани с бассейнами, ваннами и душевыми. Такие бани – Сандуновские – еще и сегодня помнят посетителей – дворян XIX в. Они приходили сюда отдыхать, лечиться, стричься, бриться и, конечно, общаться с друзьями. А были такие оригиналы, которые мылись в бане со своими любимыми собаками.

Месяцы, проведенные в усадьбе, помещики вспоминали с удовольствием. С первым снегом обыкновенно дворянин возвращался в город. Здесь его ждали новые развлечения.