Грот в царском селе.  Адмиралтейство

В 1760-х годах.

Он состоит из трех отделений: среднего и двух боковых полукруглых, длиною на 17, шириною на 6 саженях. По проекту «только задняя стена грота должна была находиться на суше. С трех сторон вода подступала непосредс­твенно к стенам Грота». Елизавета, «вышедши из Грота, могла сесть в лодку и отправиться по большому пруду на бекасиную охоту». Объемное и плановое решение здания - скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах, - характерны для архитектуры барокко. Барочной пышностью и богатством отличаются и фасады.

«Когда входишь в эту залу, то, право, дух захватывает и - о чудо! Статуя Вольтера нисколько не теряет от всего ее окружающего. Вольтер прекрасно стоит там; он любуется на лучшие статуи античные и современные». Испытывать восторг перед статуей являлись и придворные: «… с тех пор, как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами»

Императрица Екатерина II, в одном из писем к Гримму, говорит про эту залу так: "Статуя Вольтера, сделанная Гудоном, поставлена в утренней зале, там она окружена Антиноем, Апполоном Бельведерским и множеством других статуй, которых формы привезены из Рима, а отлиты они здесь. Когда входишь в эту залу, то, вправо, дух захватывает и -о, чудо! статуя Вольтера нисколько ни теряетот всего ея окружающаго. Вольтер прекрасно стоит там; он лубуется на лучшие статуи античные и современныя. Эта зала имеет имеет дверь, выходящую на озеро, другая выходит на очень густую аллею; с тех пор как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами".

Несколько лет это изваяние украшало павильон Грот. Однако после того, как в 1791 г. в Париже начались революционные шествия, участники которых называли Вольтера “вдохновителем борьбы за народную свободу”, русская императрица разгневалась на француза-вольнодумца. В результате скульптура его была вывезена прочь из царскосельского Грота.

Почти полвека судьба этого творения Гудона оставалась неизвестной. В 1831 г., начав работать над историей Петра I, Пушкин захотел познакомиться с документами, посланными Ломоносовым и Шуваловым Вольтеру, когда тот писал “Историю России при Петре Великом”. После смерти знаменитого французского философа бумаги эти вместе с библиотекой его были отправлены в Россию и хранились в одной из комнат старого Эрмитажа. Вход туда был строжайше запрещен, и Пушкину пришлось добиваться личного разрешения императора Николая, чтобы попасть в это закрытое хранилище. Оказавшись в полутемной комнате, Александр Сергеевич вдруг, к немалому удивлению своему, буквально нос к носу столкнулся с самим Вольтером - скульптурное изваяние работы Гудона было втиснуто в узкое пространство между книжными полками. Статуя так понравилась Пушкину, что он даже зарисовал ее на память в своей записной книжке. Но лишь более чем полвека спустя, в 1887 г., опальное мраморное изваяние философа-вольнодумца было выставлено на всеобщее обозрение в главном музее Северной столицы.

Затем в Гроте были поставлены: бронзовое изображение Людовика XIV на лошади; бюсты: императора Иосифа II, Монтесумы, последнего мексиканского государя; султана Солимана и любимой его жены, с полузакрытым лицом; две вазы из сероватой колыванской бреччи; ваза из синеватой яшмы и проч. Эти произведения были сделаны на Петергофской гранильной фабрике.


Императрица Екатерина II любила в Гроте заниматься делами и когда она там «занималась», по словам М. И. Пыляева, в сад никого не пускали. Этот ритуал даже нашел отражение в стихах :

Здесь в полдень, уходя в гроты,
покоилась прохлад в тени,
А тут Амуры и Эроты
Уединились с ней один.

До 1787 г. все бронзы, которые были позже переставлены на Камеронову галерею, находились, вероятно, в царскосельском Гроте. Здесь же разместили (отлитую в 1786 г.), мраморного «Ахиллеса» («Ареса» Боргезе), вместе с его бронзовой копией, выполненной Ф. Шубиным в 1789 г.


Очертания павильона со скругленными углами, нишами для статуй, большими полуциркульными выступами на торцевых фасадах характерны для архитектуры барокко. По-царски щедро декорированный развлекательный парковый павильон в эпоху Екатерины II превратился в место уединения и отдыха на берегу .


В 1780-х гг. Грот стали называть Утренним залом . пишет: «Так здание называлось от того, что Екатерина II , вставая всегда рано, по утрам в хорошие ясные дни иногда изволила заниматься государственнымиделами или в Цветном садике возле колоннады, или иногда, для вящей прохлады, и в сем гроте, где каменные искусственные произведения, как и прежде, тем еще более увеличивали прохладу; посему до семи часов утра во время высочайших здесь присутствий вход в сад совершенно запрещен был посторонним людям.». Екатерина очень любила вид от Грота на озеро и часто по утрам в жаркие летние дни удалялась сюда и занималась здесь делами и литературой. Сюда же в эти дни, к 10 часам, сигналом созывалась молодежь для общего «фриштика» чаем, кофе и шоколадом. Иногда при этом бывала утренняя музыка. Часто в теплые вечера с наступлением темноты Императрица здесь ужинала, слушая военную музыку, гремевшую у «Зала на острову ».

В 1780-х годах в павильоне Грот находились каменные столешницы разных форм, выполненные из черного, синего с белыми прожилками, желтого мраморов, столешницы из яшмы, а также «струйчатые и мозаичные». Некоторые из них были отправлены на Петергофскую гранильную фабрику, другие переданы «архитектору Гваренгию для постановления [...) в старом Царскосельском саду позади крестьянского деревянного дома железной беседки...»

В 1782 году в окнах и дверях Грота установили : на переплетающиеся узоры наложены вызолоченные орнаменты из листовой меди. Черные с позолотой решетки прекрасно оттеняют голубизну наружных стен, удачно перекликаются с отделкой фасадов Большого дворца и циркумференций, что подчеркивает архитектурное единство сооружений. В великолепном узоре решеток дверей Грота Растрелли повторил некоторые мотивы рисунка дворцовых ворот циркумференций (оконные и дверные проемы Грота были застеклены лишь в1900 году). Гранитный цоколь павильона и глухая балюстрада, ограждающая его крышу, служат как бы рамой, заключающей в себя эту живую, динамическую игру форм. Стены Грота отделаны лепной работой и выкрашены в 2 тона: полы из мраморных плит. Несмотря на простоту отделки, здание производит выгодное впечатление своими пропорциями и выдержанным рисунком лепки. Отделка «просто квадратной работой», избранная Екатериной, кажется прекраснее густой наружной позолоты и бесчисленных раковин, столь нравившихся Елизавете Петровне.

Наружный вид здания довольно значительно изменился по сравнению с тем, каким он представлялся на старинных гравюрах. Изменены украшения на крышах, снята балюстрада со статуями. В XIX веке здесь появились бронзовые скульптуры и . До середины XIX века внутри здания стояла в виде богини Минервы работы Рашетта, отлитая В. Можаловым в Петербургской академии художеств в 1789 году.

1795 года Августа 14 дня присланы в утренний грот 28 мраморных статуй и бюстов, находившихся до того времени в Мраморном дворце.

Павильон органично вписывается в окружающий пейзаж и виден со всех сторон Большого пруда.

Источники:

  • И.Яковкин "Описание Села Царского", 1825
  • С.Н.Вильчковский "Царское Село", 1911
  • Г.Семенова "Царское Село: знакомое и незнакомое", 2009
  • Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб.: Аврора, 2010. - 303 с.
  • Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  • Царское Село. Путеводитель по дворцам и паркам. СПб, Изд-во Аврора, 2007 г., 256 с.
  • Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. К 300-летию со дня рождения". Альманах "Сокровища России", вып. 91, 2010 г.
  • Сидоренко К.П. Годы юности в городе Пушкине, 1945-1956 гг
  • Письма А. Кучумова
  • Материал газеты "Вперед"

Современные фотографии сайт ©

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!

Фото: Документация департамента по конкурентной политике

В музее-усадьбе "Кусково" отреставрируют павильон Грот, построенный в XVIII веке, здание является объектом культурного наследия федерального значения. Проект работ предполагает сохранение и приспособление строения под современные условия, а также организацию условий приема посетителей, об этом говорится в документации департамента по конкурентной политики.

В здании отреставрируют монументальную, станковую и живопись под искусственный мрамор, позолоты баз и капителей в центральном зале, лепной декор, мраморный пол и тянутые карнизы. Реставраторам предстоит воссоздать деревянные конструкции, резьбу, паркетный пол, отреставрировать мебель, осветительные приборы, керамический декор, мозаику, янтарный набор, детали из черного и цветных металлов. Будут также восстановлены и воссозданы скульптуры, а вокруг грота восстановят исторический ландшафт и произведения садово-паркового искусства.

В ходе проведения работ будет отреставрирован штукатурный декор фасадов и цокольной части, кровли, элементов балюстрады и "шишки", отремонтируют или заменят оконную и дверную фурнитуру, восстановят оконные и дверные решетки с воссозданием утраченных элементов. Кроме того, в Гроте заново проложат инженерные коммуникации и установят видеонаблюдение. Масштабные работы по воссозданию объекта культурного наследия займут порядка полутора лет.

Грот был построен в 1755–1761 годах , каменный павильон выполнен в стиле барокко на трехступенчатом цоколе, он декорирован скульптурными, украшениями на фронтонах и львиными масками над окнами. Стены здания оформлены известковым туфом и цветным стеклом.

Здание является единственным гротом в России. Центральный зал расписан под зеленый с красными прожилками и розовый мрамор, южный и северный залы выполнены в теплых и холодных тонах. Стены залов декорированы гипсовой лепниной, зеркалами, кусочками стекла и морскими раковинами.

Техника украшения стен перламутром, ракушками пришла в Россию из Германии, а также полудрагоценными камнями и кораллами. Раковины были привезены из Атлантического и Тихого океанов, а также из подмосковных водоемов.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

Архитектор-реставратор, заместитель руководителя Национального центра опеки наследия Сергей Конев уверен, что по окончании восстановительных работ все желающие смогут увидеть еще один элемент садово-паркового искусства, приближенный к той эпохе и духу того времени.

"Дворцово-парковый ансамбль "Кусково" – уникальный для Москвы и для России. В нем собраны на тот момент все основные технологические и культурные элементы в одном месте. Одним из них является Грот. Вопрос того, что до него дошли деньги, руки и возможности – это очень хорошо. Значит, мы увидим еще один элемент садово-паркового искусства, который отреставрирован и приближен к той эпохе. Он будет доступен не только для специалистов, но и для всех желающих", – прокомментировал он.

Конев также отметил, что технологии XVII–XVIII веков сохранены, ими пользуются и сейчас. "У нас есть хорошие специалисты, которые смогут справиться с этой задачей, как реставраторы-проектировщики, так и реставраторы-строители. Технологии все сохранены, мы еще не успели их забыть", – добавил он.

Усадьба "Кусково" – яркий пример архитектурно-художественного ансамбля XVIII века, имение находится на востоке Москвы в районе Вешняки. Когда-то усадьба принадлежала графам Шереметевым, в ансамбль парка входит дворце, построенный в стиле классицизма, павильоны Грот, Оранжерея, Эрмитаж, Итальянский и Голландский домики, а также музей керамики и церковь Спаса Всемилостивого.

Во дворце сохранились декоративное убранство и планировка интерьеров с произведениями русского и европейского искусства, портреты русских импертаторов и нескольких поколений владельцев усадьбы – Шереметевых.

«Грот» – павильон, расположенный на северном берегу Большого пруда, в Екатерининском парке города Пушкин. Павильон «Грот», также как и «Эрмитаж», стал данью западной моде на подобные сооружения в регулярных парках. Такие постройки обычно возводились на берегу водоема, со свободным выходом к воде.

«Грот» был спроектирован в середине XVIII столетия по повелению императрицы Елизаветы Петровны архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, а строительство его было начато в 1755 году. К сожалению, государыня не увидела возведенный павильон и не смогла отчалить от него на лодке по Большому пруду, как она планировала. Строительство было закончено уже при императрице Екатерине II, только в 1760-е годы.

Архитектура павильона «Грот» создана в стиле барокко, характерной чертой которого являются его своеобразие, аристократичность, красочность и богатство форм. Растрелли сумел сделать небольшое здание павильона запоминающимся и в то же время гармонирующим с окружающими его зданиями и садом. Фасады «Грота» выполнены в лазурно-голубом цвете, как и все произведения Растрелли в Екатерининском парке. Только колонны соединяют в себе белый и голубой тона, да замысловатые морские узоры над окнами акцентируются белым оттенком. Окна, декорированные фигурками дельфинов, тритонов и суровым ликом Нептуна, подчеркивают близость расположения строения с водой. В этой же связи и купол «Грота» первоначально был завершен деревянным резным фонтаном.

Обыкновенно в Европе павильоны, подобные пушкинскому строению, изнутри облицовывали раковинами, делая их похожими на подлинный прибрежный грот в пещере. Растрелли думал украсить «Грот» подобным образом, однако этот замысел не воплотился в жизнь.

Внутренние помещения «Грота» были отделаны по плану Антонио Ринальди в 1771 году. Эта облицовка и сохранилась до наших дней. Спустя десятилетие, на окнах и дверях павильона были установлены ажурные решетки, сделанные из железа, с позолоченным орнаментом.

Екатериной Великой было дано распоряжение разместить в павильоне «Грот» античные статуи, бюсты и древние вазы из цветных камней. Здесь, в уединенной и романтической обстановке, в окружении одних только каменных изваяний, государыня предпочитала заниматься государственными делами и литературой. Екатерина II называла павильон «Грот» Утренним залом.

В XIX столетии архитектор Александр Фомич Видов на Большом пруду перед «Гротом» возвел пристань, которая с течением времени практически полностью была разрушена в годы Великой Отечественной войны. В 1971-1972 годы пристань была построена снова, теперь уже из гранита.

В настоящее время царскосельский павильон «Грот» открыт для экскурсантов, в его залах экспонируются временные выставки.

Построен в 1755-1761 гг. под руководством архитектора Ф.С. Аргунова.

Грот в музее-усадьбе Кусково.

Москва,улица Юности, дом 2с11

метро "Выхино"

В восточной части кусковского парка, на берегу небольшого живописного прудика располагается павильон Грот. Постройка этого сооружения в «итальянской» части французского парка неслучайна («grotto» в переводе с итальянского – пещера). Именно в садах и парках Италии уже в XVI веке появились подобные сооружения и, в такой теплой стране внутри гротов устраивали либо купальню, либо фонтан. Гроты становятся популярны во многих странах Европы, и к XVIII веку мода на их устройство доходит до России, но уже, как правило, в качестве парковых павильонов, как в Кускове.

Во французском регулярном парке, практически лишенном тени, подобные сооружения предназначались для наслаждения прохладой в жаркий летний день.

Стихия воды в камне – вот главная тема, которая звучит уже в архитектуре этого трехчастного барочного здания, построенного в 1756-1761 годах под руководством крепостного архитектора Шереметевых - Федора Семеновича Аргунова. Создается иллюзия, что из каменной вазы на куполе бьет фонтан, вода «растекается» по крыше, колоннам и тремя кругами расходится на основании здания. Усиливает впечатление отражение грота в зыбкой ряби воды.

Несмотря на то, что история не сохранила имена русских скульпторов, работающих над статуями римских богов в нишах грота, нам известно имя резчика М.И.Зимина, выполнившего клейма во фронтонах, маскароны с львиными головами и капители колонн. Сохранившиеся золоченые кованые решетки в оконных и дверных проемах – работа крепостных мастеров Шереметевых села Павлово.В настоящее время кусковский Грот – единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова. Кроме уникальных интерьеров павильона посетители увидят интересную выставку «Пленена камнем водная стихия…».

В 1957 году была отреставрирована и выставлена в нишах павильона белокаменная скульптура. Четыре из восьми статуй считались безнадежно попорченными и лежали в подвалах дворца в виде бесформенных кусков камня. Над реставрацией работала бригада скульптуров во главе с И. П. Жаренковым. Согласно записи в инвентарной книге скульптуры называются: "Флора", "Венера", "Юпитер", "Церера (?)", "Диана", "Меркурий", "Юнона", "Флора".

В нишах - белокаменные статуи богов и богинь: Флоры, Венеры, Юпитера, Цереры, Дианы, Меркурия, Юноны.

Павильон "Грот" в Музей-усадьбе Кусково - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Москве (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Всего 4 редакций, последнее 2 года назад сделано alek-ka4alin2012 из Москвы

История строительства павильона «Грот»

Грот был обязательным украшением парков Западной Европы 18 века и говорил о хорошем вкусе владельца. Его назначение было не только давать прохладу, но и приводить в восторг и изумлять посетителей. На убранство грота ушло 210 крупных «наиредчайших раковин и до 17,5 пуда мелких. Оформлением занималсяФ. Б. Растрелли. Грот был обязательным украшением парков Западной Европы 18 века и говорил о хорошем вкусе владельца. Его назначение было не только давать прохладу, но и приводить в восторг и изумлять посетителей.


Сроительство началось в 1755 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Грот являлся связующим звеном между пейзажной и регулярной частью парка и оживлял пустынную панораму берегов. Только одна сторона здания выходила на сушу, а остальные три омывались водой. В это время также была мода оформлять комнаты во дворце или павильоны в парках раковинами и туфом (горная порода, образовавшаяся из вулканического пепла, с окаменелостями ракушек и улиток). Новомодная комната появилась и в Царскосельском дворце, но из-за сырости раковины сняли и украсили ими новый павильон, превратив его в Грот. Императрица «вышедши из Грота, могла сесть в лодку и отправиться по Большому пруду на бекасиную охоту».


Перестройка павильона «Грот» в 18 веке

В 1770-1771 годах Екатерина II приказала сломать при Гроте пристань с будкой и исправить штукатурные украшения по своему вкусу. Несколько лет спустя и от убранства из раковин и туфа также пришлось отказаться, так как от сырости раковины сами отпадали или их тайком отдирали посетители. Стены были отделаны лепной работой и покрашены в два тона. Отделка была простая, но производила приятное впечатление благодаря пропорциям и выдержанным рисункам лепки. Она выглядит более выгодно, чем позолота и многочисленные раковины, так нравившиеся императрице Елизавете.


Переименование павильона «Грот»

При Екатерине II Грот стал называться «Утренней залой» и был приспособлен императрицей под коллекцию скульптур. Особенно привлекала внимание выполненная из белого мрамора статуя Вольтера в натуральную величину, сидящего в кресле в халате и колпаке. Как писала сама императрица: «…С тех пор как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами». Однако в 1791 году после народных волнений во Франции, участники которых называли Вольтера своим вдохновителем, императрица разгневалась и приказала статую убрать.


Спустя 40 лет Александр Сергеевич Пушкин, работая над историей Петра I, изучал материалы в одной из закрытых комнат старого Эрмитажа и меж книжных полок случайно наткнулся на статую ««в изгнании». Она ему так понравилась, что он сделал ее рисунок в своем блокноте. С тех пор прошло еще полвека с небольшим, и изваяние французского писателя увидело свет — оно было выставлено в главном музее Петербурга. Название «Утренняя зала» появилось оттого, что императрица в жаркие летние дни, вставая рано утром, иногда предпочитала заниматься делами или чтением в прохладном Гроте, среди каменных изваяний, которые еще больше усиливали прохладу.


На это время вход в сад посторонним людям был запрещен. Затем сюда же в эти дни приглашались гости для общего чаепития со сладостями, а иногда и с музыкой. Вечерами Екатерина II здесь ужинала под военную музыку. Со временем внешний вид здания сильно изменился, появились новые скульптуры. При императоре Павле, винившем мать в смерти отца и разрушавшем ее летнюю резиденцию, часть скульптур была вывезена. Позднее архитектор А. Ф. Видов построил перед Гротом пристань и насыпал берег. Здесь в Крещение в присутствии высочайших особ происходил молебен и водоосвящение.


Современное время

  • В время Великой Отечественной войны пристань была разрушена, а в начале 1970-х годов построена заново из гранита.
  • В наши дни в павильоне проходят временные выставки.