На какой высоте обычно летают вражеские самолеты. На какой высоте летают самолеты, спутники и космические корабли? Самолет братьев Райт

Согласно каким принципам осуществляется перемещение самолетов по маршрутам? Какова высота полета пассажирского самолета? Почему летчики выбирают те или иные параметры для перемещения в пространстве? Чтобы получить ответ на представленные вопросы, нужно рассмотреть следующую информацию.

Понятие об «идеальной» высоте

Средняя высота полета пассажирского самолета находится в пределах от 9 до 12 тысяч метров над уровнем моря. Летчики прибегают к ее набору, поскольку в таких условиях на корпус авиационного средства передвижения оказывается меньшее сопротивление, ввиду В этом одновременно есть свои плюсы и минусы. В таких условиях двигатели самолета потребляют меньше топлива. Однако движки испытывают недостаток в кислороде, что требуется для сжигания горючего. Поэтому, когда высота полета пассажирского самолета достигает предельно допустимых значений, мощность двигателей несколько падает. Как показывает практика, набору предельных высот сопутствует расточительный расход топлива.

Исходя из вышесказанного, опытные пилоты выбирают «идеальные» высоты. Выбор так называемой золотой середины способствует максимально быстрому передвижению пассажирского самолета, а также экономии горючего.

Соображения безопасности

Средняя высота полета пассажирского самолета в 10 000 метров выбирается отчасти из соображений безопасности. Почему же пилоты останавливаются именно на этом значении? На это имеется несколько причин:

  1. Высокомощные реактивные движки современных пассажирских самолетов достаточно быстро нагреваются до критических значений. Поэтому крайне нуждаются в качественном охлаждении, что дает возможность избежать возгораний. Температура за бортом на высоте 10 000 метров над уровнем моря достигает значений порядка -50 о С. Такие условия являются идеальными для охлаждения двигателей естественным путем.
  2. На указанные высоты не способны подниматься птицы. Отсутствие пернатых, которые могут на значительной скорости врезаться в стекла, обшивку самолета либо попадать в двигатели, является залогом безопасных перелетов.
  3. Если высота полета пассажирского самолета составляет 10-12 тысяч м, воздушное судно не подвергается воздействию дождя, снега, грозы, прочих естественных явлений, поскольку борт находится над областью формирования облаков.
  4. Перелеты на значительных высотах осуществляются ввиду вероятности возникновения внештатных ситуаций, например, сбоя с курса, возгорания двигателей, отказа бортовых систем, потери связи с диспетчерами. Находясь на расстоянии 10 000 м от земли, пилоты получают больше времени на раздумья, выполнение нужных маневров и принятие верных решений.

Требования маршрута

Как ни странно, в небе проложены свои маршруты для отдельных рейсов. Они пролегают на повышенных высотах. Таким образом, в случае возникновения вооруженных столкновений на территории определенных стран, над которыми пролетает самолет, пассажиры окажутся в относительной безопасности. Организация маршрутов на отдельных высотах в пределах от 9 до 12 тысяч километров также позволяет избежать загруженности пространства и случайных столкновений воздушных суден.

В заключение

Вот мы и разобрались, какая высота полета пассажирского самолета считается оптимальной. Определением маршрутов для передвижения воздушных суден занимаются в штаб-квартирах авиакомпаний. Здесь следят за ходом их передвижения и осуществляют необходимые корректировки. Поэтому отдельные самолеты могут изменять свою высоту по ходу рейса.

Людям с земли не определить на глаз расстояние до летящего высоко в облаках воздушного судна. Пассажирам авиалайнера тоже сложно угадать высоту самолета, глядя вниз на землю. Им проще, ведь в салоне может быть информационное табло с данными о состоянии полёта в настоящий момент. На нем отображается температура за бортом, высота полета самолета, время в пути и другие данные.

Существуют общепринятые правила вычисления оптимальной высоты для каждого лайнера, которые зависят от физических данных машины и условий снаружи.

Правила расчета идеальной высоты лайнера

Пассажирские самолеты летают на высоте 9-12 тысяч метров. Эти параметры неслучайны. Они получены методом физико-математических расчетов и способствуют достижению наименьшего расхода топлива при лучшей скорости, которую может набрать авиалайнер.

Факторы, которые влияют на выбор подходящей высоты судна:

  1. Модель самолета;
  2. Скорость движения борта;
  3. Расход авиационного топлива;
  4. Количество кислорода в воздухе или уровень его разреженности.

Обратите внимание! Аэродинамическая конструкция лайнера предполагает взаимодействие с воздушными потоками при движении. Их количество должно быть оптимальным для скорости судна и расхода топлива. Именно поэтому каждый самолет имеет свой эффективный коридор, где достигается лучшее соотношение сопротивления воздуха и сжигания авиакеросина.

Курс простейшей физики учит, что чем выше подняться в воздух, тем разреженнее он станет. Высоко в горах профессиональные альпинисты надевают кислородные маски и используют специальные баллоны со сжатым воздухом. Воздушные корабли обладают герметичной конструкцией, внутри которой людям комфортно дышать. Находиться так высоко в атмосфере без соответствующего снаряжения человек не сможет. Зачем же воздушным судам летать так высоко?

Та же физика показывает, что в разреженном воздухе снижается сопротивление воздушных масс, а значит, самолету легче лететь и достигать наибольшей скорости. Этот же параметр влияет и на расход топлива, ведь чем меньше напрягается механизм двигателя, тем меньше он питается горючим. Таким образом, не испытывая сильного лобового сопротивления воздуха машина летит быстрее и расходует керосин экономнее.

Так почему бы лайнеру не подняться еще дальше вверх? Ведь где-то там наверху в стратосфере кислорода совсем мало. Но воздушные массы необходимы судну, чтобы быть «наплаву». Воздух поддерживает воздушный борт так же, как волны корабль в море. Выше 12 тысяч метров машина начнет заваливаться и потеряет устойчивость, ведь крылья самолета не будут поддерживаться воздушными потоками.

Ответ на вопрос, на какой высоте летают пассажирские самолеты прост: на той, которая финансово выгоднее для авиакомпании и пассажиров. Чем больше расход авиационного топлива, тем больше стоимость билетов.

Важно! Самый большой расход топлива происходит на взлете, ведь чтобы поднять такую «махину» вверх быстро и плавно, требуется колоссальная энергия. Если в этот момент судно попадет в зону турбулентности, пассажиры ощутят очень сильный толчок. Именно поэтому в момент, когда происходит набор высоты всем пассажирам авиалайнера нужно находиться на своих посадочных местах, надежно зафиксировав себя ремнями безопасности.

Служба авиадиспетчеров

Идеальную высоту, на которую поднимется самолет, высчитывает диспетчер. Он находится в специальном штабе перед монитором мощного компьютера, где видит все авиаобъекты в небе, которые находятся рядом с конкретным бортом. Оборудование помещения позволяет контролировать ход всего полета каждого судна. В режиме настоящего времени диспетчеры отслеживают:

  • Местоположение самолета;
  • Метеорологические условия за бортом;
  • Ожидаемую атмосферу впереди;
  • Зоны возможной турбулентности на пути;
  • Вертикальные и боковые эшелоны следования авиалайнера;
  • Исправность работы всех систем в самолете;
  • Поступающие запросы пилотов на бортах и дают оперативные ответы.

Авиалайнеры в небе летают не бесконтрольно. В облаках постоянно находятся тысячи воздушных кораблей. Чтобы не допустить их столкновения, соблюдаются строгие «правила воздушного движения». Каждый лайнер движется по своей дороге или реактивному маршруту. При прокладке маршрута или коридора следования учитываются погодные условия, природные катаклизмы, вооруженные конфликты на территории стран, над которыми будет проходить полет.

Эшелон движения каждого судна – это диапазон высот, в пределах которых летит лайнер. Без разрешения диспетчера авиалайнеры не поднимаются выше или не опускаются ниже своего эшелона. Существует также понятие бокового эшелонирования. Два борта могут находиться в воздухе на расстоянии не меньше 10 тысяч метров друг от друга, чтобы не допустить столкновения или завихрения воздушных потоков.

Дополнительная информация. Существуют утвержденные правила, по которым высота, на которую поднимается самолет, зависит от направления его движения. Суда, летящие в восточном направлении, занимают четные высоты, например, 30 или 36 тысяч футов. Авиалайнеры, которые движутся на запад, находятся всегда на нечетных высотах, например, 33 или 39 тысяч футов.

Как летают непассажирские самолеты

Пассажирский самолет набирает разную максимальную высоту. На 12 тыс. м поднимаются гражданские борта с реактивным двигателем. Рекорд среди таких самолетов принадлежит Боингу 737-400. Самая большая высота, на которую способны Аэробусы А310, – 11 тысяч метров.

На каких высотах летают самолеты перехватчики? Военные суда совершают рейсы с особой целью. Они имеют свою форму конструкции, спроектированы таким образом, чтобы достигать большей скорости, оставаясь незамеченными. Военным самолетам разреженный воздух помогает развивать сверхзвуковую скорость, поэтому их диапазон высот выше 15 км.

В зависимости от специфики предназначения и технических особенностей судна, некоторые из них поднимаются на высоту больше 25 километров. Российский Миг25 является рекордсменом по максимальной высоте полета – 37 км 650 м. Такая высота была зафиксирована на тестовых испытаниях самолета.

Грузовые лайнеры летают на тех же высотах, что и пассажирские. Принцип экономичности здесь применим так же, как с гражданскими перевозками. Маленькие самолеты, скорость которых 250-300 км/ч, обычно летают не выше 2000 м, в зависимости от модели судна и его технических характеристик.

Видео

Современное небесное пространство имеет очень оживленное движение на своих воздушных улицах. Безопасность полетов тщательно регулируется диспетчерской службой. Находясь на борту, можно быть уверенным в том, что в настоящий момент эта высота свободна.

С древнейших времен человек стремился в небо, но развитие технической мысли не позволяло осуществить заветную мечту. Но попытки покорить воздушное пространство предпринимались неоднократно. Первый самолет братьев Райт оторвался от земли и поднялся на 3 м, что стало прорывом и началом эры авиации. В авиации существует понятие динамический потолок, то есть максимальная высота полета летательного аппарата. Вот сегодня и рассмотрим, на какой высоте летают военные аппараты, а также пассажирские лайнеры.

Для таких типов самолетов высота полета является основной характеристикой, так как эта боевая машина предназначена для уничтожения воздушных целей, и завоевания господства в воздухе.

Под таким наименованием американским КБ «Lockheed Martin» было создано целое семейство боевых машин многофункционального назначения. Сегодня на вооружении состоит палубный истребитель, наземный истребитель, и самолет с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Практический потолок высоты этих истребителей 18200 м. Многофункциональные истребители пятого поколения F-35 уже поступили на вооружение подразделений ВС США, Великобритании, Израиля и Австралии. Планируется поставить самолеты, способные нести ядерные заряды, в армии Японии и Италии.

«Хищная птица», именно так переводится название этого многоцелевого истребителя ВВВС США, была принята на вооружение в 2005 году. F-22 стал первым самолетом пятого поколения в армии Соединенных Штатов.

На сегодня произведено 197 машин, а общая стоимость проекта составила почти 67 млрд долларов США. Истребитель, практический потолок которого равен 20 000 м., впервые был применен в боевых действиях против исламистов в Сирии. Многие специалисты критикуют модель за дороговизну, малую маневренность, а также другие технические недостатки.

Многоцелевой истребитель пятого поколения, созданный китайскими конструкторами, в первый раз поднялся в воздух в октябре 2012 года, и сейчас испытания уже подходят к концу.

В один из испытательных полетов боевая машина достигла высоты 18 000 метров, но создатели заявляют, что это не предел, и после некоторой доработки J-31 сможет преодолеть отметку в 20 тыс. метров. Новый китайский истребитель назвали «Кречет», но на выставках пока используют бортовой номер первого испытательного образца «31001».

Перспективный российский проект пока в стадии разработки, но испытательные полеты СУ-57 уже в завершающей стадии, и вскоре боевой истребитель пятого поколения станет на боевое дежурство ВКС России.

Свой первый полет истребитель с заводским индексом Т-50 совершил в 2010 г, а уже через 3 года началась серийная сборка опытных образцов. Динамический потолок достигается за счет технологичного высотного оборудования самолета и особой аэродинамической конструкции, за счет чего Су-27 может подняться на высоту 20 000 м.

На сегодня самолет-перехватчик, созданный в конструкторском бюро имени Микояна, самый скоростной и высотный самолет среди машин данного типа.

Практический потолок боевой машины, состоящей на вооружении ВКС Российской Федерации, составляет 20 600 м. Отметим, что Миг-31 единственный самолет в мире, способный перехватывать низколетящие крылатые ракеты. Сейчас ведутся работы, чтобы модернизировать перехватчик в высокосортной многофункциональный истребитель пятого поколения.

Самолеты-разведчики

Чтобы их не обнаружили наземные средства слежения, такие типы самолетов проектировались таким образом, чтобы проводить разведку на максимально больших высотах.

Тактический бомбардировщик В-57 выполнял также разведывательные функции, а поступил на вооружение ВВС США в 1954 г. Сегодня проект закрыт, но два самолета в экспериментальных целях используются NASA.

В свое время широко использовался в районах проведения армией США боевых действий, а также состоял на вооружении армий Тайваня и Пакистана. Практический потолок равен 13 745 м, хотя модифицированный RB-57F мог совершать разведку на высоте 22 860 м.

Высотный самолет-разведчик был принят на вооружение ВВС США в 1957 г. и используется до сих пор. Сегодня на вооружении состоит 35 боевых машин, которые активно используются по своему прямому назначению.

Естественно, что за такой длительный период эксплуатации, U-2 прошел не через одну модернизацию. Динамический потолок современных моделей составляет 26 800 м. Хотя в тактико-технических характеристиках последней модели U-2S потолок высоты засекречен.

М-55 «Геофизика»

В 1988г в вооруженные силы Советского Союза поступил высотный дозвуковой разведчик М-55, получивший по классификации НАТО прозвище «Mystic-B».

Над созданием таких типов самолетов в СССР задумались после того, как в 1960 г. сбили над своей территорией американский разведчик U-2. В конце 60-х годов конструкторское бюро В. Мясищева начало работу по созданию советского разведчика. М-55 – это самолет двухбалочной конструкции со свободнонесущим крылом, и его потолок высоты 21 550 м. Сегодня в ВКС России осталась одна машина М-55.

Высота полета для гражданских самолетов не так важна, но все же есть случаи, когда набор высоты просто необходим, к примеру, чтобы обойти грозовой шторм.

Советский авиалайнер, модернизированный уже в период новой России, эксплуатируется на воздушных трассах с 1972 года. Модель отлично зарекомендовала себя как в дальнемагистральной авиации, так и в полетах на небольшие расстояния.

Максимальная высота, на которой может проводить полет российский авиалайнер Ту-154 равна 11 100 метрам. Интересно, что некоторым самолетам этого типа присвоены собственные имена. А после того как самолет спишут, имя переходит новому борту.

Один из лучших авиалайнеров мира, сегодня стал самым массовым за всю историю пассажирского авиастроения.

Пассажиры отмечают не только комфорт, но и безопасность полета. В рамках нашего обзора отметим, что максимальная высота, на которую может подняться одна из модификаций, а именно Boeing 737-500 равна 11 300 м. этот факт вводит этот авиалайнер в Топ-10 самых высотных пассажирских самолетов мира.

А вот о самых опасных самолётах в мире на сайт есть очень интересная .

А380

Реактивный широкофюзеляжный авиалайнер компании «Airbus S.A.S.» самый крупный самолет этого типа. На воздушные авиалинии он встал в 2007 г, и зарекомендовал себя как безопасный и комфортабельный вид воздушного транспорта.

А380 может развивать большую скорость на различных высотах, а практический потолок равен 13 115 м, что является рекордом среди пассажирских авиалайнеров. Надежность самолета привела к тому, что стали изготавливать модели по специальным заказам.

Российский широкофюзеляжный самолет начали эксплуатировать в 1993 г, и сегодня это один из самых популярных дальнемагистральных лайнеров с дальностью полета в 13 000 км.

Кроме рекорда расстояния, российский Ил-96 может совершать полет на высоте 12 000 м, что делает его абсолютным рекордсменом среди российских пассажирских лайнеров данного типа.

Исторические рекордсмены высоты

В свое время эти летательные аппараты удивили мир своими тактико-техническими и летными характеристиками, и вошли в историю, как самые высотные в мире.

SR-71

Этот летательный аппарат, эксплуатируемый с середины 60-х годов до 1998 года, многие специалисты и любители авиации называют самым красивым самолетом всех времен. За все время эксплуатации ВВС США не потеряли ни одной машины, хотя 12 раз SR-71 терпел катастрофу из-за ошибки пилота или технических неполадок.

Но не только красота выделила его в ряду других летательных машин. Этот стратегический разведчик выделяет и высокая скорость. Lockheed SR-71 смог в свое время подняться в небо на высоту 26 000 метров. Дорогостоящий проект был закрыт, хотя многие отмечали его перспективность.

Самолет оперативной разведки МиГ-25РБ был модифицированной моделью советского истребителя-перехватчика. Как и прототип, самолет-разведчик мог развивать высокую скорость, а также подниматься на высокую высоту.

Динамический потолок модели 25 РБ был 23 000 м. Сегодня он снят с эксплуатации в российской армии, так ему на смену пришли более эффективные боевые машины. Но некоторые экземпляры легендарных МиГ-25 продолжают боевые вылеты в ВВС Алжира и Сирии.

Ракетоплан не пошел в серийное производство, и было сконструировано лишь несколько опытных экземпляров. Х-15 стал историческим летательным аппаратом, который смог подняться на высоту 107 960 м. Этот рекордный вылет состоялся в 1963 г, и летчик Джозеф Уокер, поднявший свою машину на такую высоту, развил скорость в 6 тыс. км/час. Это был самый высокий полет за всю историю авиации, а главное, удивил общественность, специалистов и всю редакцию сайт. В 1970 г по ряду причин проект был закрыт, но несколько прототипов используется NASA для проведения экспериментов, и подготовки астронавтов.

Рекорды высоты, поставленные разными типами самолетов

В завершение нашего обзора, для общей картины представим интересные факты поставленных высотных рекордов различными летательными аппаратами в разные периоды истории мировой авиации.

Самолет братьев Райт

В 1903 году летательный аппарат братьев поднялся на высоту 3 метра, что стало на то время абсолютным рекордом среди всех предыдущих попыток человека подняться в небо.

Два рекорда

В 1959 году пилот Б. Джордан установил на самолете Локхид F-104 «Старфайтер» сразу два рекорда для машин с турбореактивным двигателем. Это был рекорд по скорости, а также рекорд по высоте. Он поднял самолет на высоту 31 534 м.

Ощутил невесомость

Советский боевой летчик Георгий Масолов в 1961г на облегченной версии самолета МиГ-21Ф-13 установил абсолютный рекорд для истребителей, подняв боевую машину на высоту 35 000 м. Во время полета летчик несколько минут находился в состоянии невесомости.

Боевой вылет

В 1977 году летчик Александр Федотов на МиГ-25 поднялся на высоту 37 650 м. Системы самоконтроля отметили, что летчик испытал большие перегрузки.

Винтовой самолет

Винтовой самолет Grob Strato 2C в 1995г побил рекорд для этого типа самолетов, и поднялся на высоту 18561 м.

В ходе экспериментальных полетов, проводимых NASA, беспилотник NASA Helios поднялся на высоту 29 524 м., что стало абсолютным рекордом среди летательных аппаратов, не оснащенных реактивными двигателями. Этот аппарат движется только за счет солнечной энергии.

Космический пилотируемый аппарат SpaceShipOne

В октябре 2004 года пилот Уильям Бинни поднял частный пилотируемый корабль с ракетным двигателем на высоту 112 000 м.

Поднимаясь в небо, мы часто хотим посмотреть в иллюминатор на оставшуюся далеко внизу Землю, но видим лишь облака. Наверняка, каждый пассажир, в такие моменты, задавался вопросом, на какой высоте летают пассажирские самолеты, и почему…

Едва набрав высоту, из динамиков раздается долгожданное: «Вас приветствует капитан, мы находимся на десяти тысячах км, за бортом — минус пятьдесят, можно расстегнуть ремни, скоро будут кормить…» А правду ли сказал пилот — известно только ему. Ведь, на самом деле, большинство лайнеров летают не на фиксированной высоте, а в промежутке между 9 и 12 км.

От чего зависит высота полета пассажирского самолета

Выбор эшелона (условной высоты, на которой проходит полет) определяется множеством факторов. Прежде всего, это технические характеристики и . Играют роль также погода, продолжительность и даже направление рейса. Согласно правилам вертикального эшелонирования, рейсы в западном направлении занимают четную высоту (30, 32, 34 тысячи футов, например), а движущиеся на Восток — нечетную (31, 33, 35 тысяч футов).

То, на какой высоте летит самолет, зависит не от капитана, а от диспетчерской службы. Именно она рассчитывает оптимальную высоту для каждого рейса. В нештатных ситуациях (опасность или грозовое облако по курсу) пилоты обязаны координировать свои действия с диспетчером. Пытаясь самовольно обойти препятствие, можно выйти за границы своего эшелона и создать угрозу столкновения с другим бортом.

Почему пассажирские самолеты летают на высоте 10 000 метров

Как мы выяснили, оптимальный эшелон у всех рейсов разный, а 10 тысяч метров — средняя высота полета пассажирского самолета. Почему же именно эта цифра? Причин тому несколько.

  1. Чем больше высота, тем меньше плотность воздуха. Соответственно, уменьшается лобовое сопротивление, а значит, и расход топлива. Однако, после 12 000 м ситуация меняется: воздух становится чересчур разреженным и для сжигания топлива не хватает кислорода, отчего самолет начинает «проваливаться».
  2. Современные реактивные двигатели нуждаются в мощном охлаждении. -50°C за бортом подходит для этого идеально.
  3. Редкая птица долетит до середины Днепра на высоту 10 000 метров. Отсутствие пернатых — еще одна причина, почему самолеты летают на большой высоте.
  4. Пролетая над облаками, самолет не так сильно зависит от погодных условий и таких явлений, как гроза, дождь, снег, град…
  5. В случае возникновения нештатной ситуации, пилоты имеют больше времени на принятие решения и совершение необходимых маневров для обеспечения безопасности, чем на высоте 2 000 м, к примеру.

Следует отметить, что все вышеуказанное справедливо именно для большинства современных международных лайнеров, крейсерская скорость которых не превышает 1000 км/час. Однако, уже в недалеком будущем мы увидим сверхскоростные рейсы, для которых 10 000 м окажутся не пределом. Тогда ответ на вопрос, на какой высоте летают пассажирские самолеты, будет уже несколько другим…

Смотря в небо, можно было только прикинуть, на какой высоте летают самолеты, но точно это определить не представляется возможным без специального оборудования. Ситуация меняется, если Вы находитесь внутри авиалайнера; отсюда Вам намного легче определить высоту самолета, так как в салоне может быть расположено специальное табло, на котором будет выводиться информация о состоянии полета. В статье мы узнаем, какая максимальная высота у современных летательных аппаратов и кто установил этот рекорд.

В целом существует несколько факторов, которые влияют на выбор оптимальной высоты самолета:

  • Модель самого самолета
  • Его скорость движения
  • Расход топлива
  • Количество кислорода в воздухе

Чем выше мы будем подниматься над землей, тем разреженней будет становиться воздух вокруг. На больших высотах скалолазы и альпинисты используют специальные кислородные маски, а салоны самолетов герметичны и содержат достаточное количество воздуха для комфортного дыхания. Эти факторы говорят о том, что человек не сможет находиться так высоко в атмосфере без использования специального оборудования.

Однако для самолетов и вообще любых быстролетающих аппаратов такой разреженный воздух играет на руку, так как он снижает сопротивление воздушных потоков. Это влияет на общий расход топлива, так как меньше энергии тратится на преодоление силы трения о воздух, соответственно, нужно меньше топлива для большей скорости. Поэтому наблюдается зависимость скорости от возможной высоты.

Очень высоко авиалайнер тоже не сможет летать, так как воздушные потоки, пусть и разреженные, но необходимы ему для поддержки крыльев, работая по аналогии воды для корабля. Поэтому выше 12000 метров пассажирские самолеты не будут летать, так как потеряют так нужную им воздушную опору. Получается, чем больше высота полета, тем меньший расход топлива и меньше цена на билет; этими двумя факторами и руководствуются авиационные компании.

Служба авиадиспетчеров

В наше время в небе осуществляют перелеты очень много самолетов. За слежением и высчитыванием идеальной высоты следят авиадиспетчерские службы. Используя свое оборудование, они обрабатывают и отвечают на запросы пилотов, следят за погодой, зонами турбулентности, и за тем, что бы самолеты летали каждый по своему маршруту во избежание столкновений.

При создании маршрута учитывается прогноз погоды, атмосферное давление, возможные стихийные бедствия, политические ситуации на территории государств. Существует некий диапазон высот, в пределах которых обычно пролетает лайнер, и на изменение высоты выше или ниже требуется разрешение диспетчера – этот диапазон именуют эшелоном. Кроме того, есть еще боковое эшелонирование; это когда расстояние между двумя бортами составляет более 10000 метров, и удерживается во избежание завихрений воздуха.

Особенности полета непассажирских самолетов

По вполне разным причинам пассажирские летательные аппараты имеют очень разную высоту полета. Если гражданский борт оснащен реактивным двигателем, то он будет лететь на расстоянии около 12000 метров от земли. Из числа подобных самолетов достижение подобной высоты принадлежит Boeing 737-400. Характеристики самолета Аэробус А310 позволяют набрать высоту в 11 тысяч метров.

Самолеты, перевозящие грузы, они же грузовые лайнеры, мало чем отличаются от обычных пассажирских самолетов, и обладают тем же принципом экономичности. Самолеты, скорость которых составляет около 300 км/ч, летают на высоте в 2000 метров. Этот параметр так же зависит от модели самолета и его технических параметров.

Что касается негражданских самолетов, то они обладают специально спроектированной конструкцией, которая помогает им брать сверхзвуковые скорости и не быть обнаруженными. Боевые летательные аппараты преимущественно летают на высотах превышающих 15 тысяч метров. Некоторые из них, благодаря своей специфической конструкции и вовсе способны брать высоту в 25 километров.

В свое время МиГ-21 являлся наиболее распространенным боевым летательным аппаратом в мире, в СССР его выпускали в разных модификациях в период с 1959 по 1985 год. Летательный аппарат отлично себя показал в период военных действий во Вьетнаме; благодаря своей поразительной маневренности он умел уклоняться от летящих в него ракет и более чем благополучно сражаться с американским F-4 Phantom. В свое время он поставил несколько рекордов по высоте полета.

МиГ-25 – король неба

Однако рекорд высоты на самолете сейчас уже принадлежит легендарному МиГ-25, который набрал высоту на тестовых испытаниях в 37650 метров. Несмотря на свое не очень привлекательное название, вселяющий страх вид и хорошие технические показатели, он действительно обладает одной из наиболее высоких возможных высот среди самолетов своего класса. Этот аппарат был разработан СССР специально для борьбы с американскими сверхзвуковыми бомбардировщиками, которые так и не были созданы.

У самолета очень высокая скорость полета, и он способен нести на борту существенный бомбовой груз. Из расчета своих технических параметров истребитель мог бы прекрасно справляться с обороной воздушного пространства от проникновения американцев. Однако надежды, которые полагались на него, так и не оправдались.

Несмотря на свои превосходные технические данные, он все же имел недостатки в собственной конструкции, к тому же, исчез главный аспект, с целью которого он создавался. Все эти факторы означали, что его конкурентоспособность значительно ослабла сравнительно с лучшими истребителями того времени, к тому же содержание МиГ-21 обходилось дешевле. Поэтому самолет вскоре перестал присутствовать в мировых военных арсеналах, за исключением некоторых возможных отдельных единиц.

МиГ-25 обладает поистине поражающими воображение способностями. Его скорость в обычном режиме составляет Мах 2,5, однако это не предел — самолет способен развить Мах 3, но этого никто не делает, так как появляется вероятность разрушения двигателя. Воздушный аппарат предназначался для ведения воздушной разведки, оснащался мощными ракетами Р-40 типа воздух-воздух с радиусом действия 80 километров, обладал продвинутым фотографическим и электронным спецоборудованием.

Одним из главных недостатков МиГ-25 стал большой вес, значительно больший, нежели у его западных конкурентов. Его маневренность и управление сильно страдали на высоких скоростях и небольших высотах; в обстоятельствах обычного воздушного боя его радар обладал довольно ограниченными способностями по сравнению с другими вражескими истребителями, а трудности пилотирования на небольших высотах означали, что быть эффективным в подобных операциях он попросту не сможет. Подобные несовершенства самолета могли быть прощены, если бы его использовали хотя бы один раз в операции перехвата на большой высоте, однако намного чаще его использовали для других целей.

Почти все эти самолеты были сняты с вооружения стран после развала СССР. Он послужил базой для создания одного из лучших истребителей – МиГ-31. Тем не менее рекорд максимальной высоты полета самолета по сей день принадлежит ему.